Интервью:

Сергей «Чиж» Чиграков о «Битлз»
(октябрь, 2006 г.)

- Когда и при каких обстоятельствах вы впервые услышали песни «Битлз»? Какие это были песни?
- Давай на «ты», мне так легче. Помнишь, была такая пластинка под названием «Музыкальный калейдоскоп». По-моему, номер восемь. Она была не «лонгплэй» и не маленькая – среднего размера, такая… непонятная. И там было много-много песен, между песнями были интермедии, – Гамалия играл на фоно, я помню, – и там была песня «Девушка». «Музыка и слова – народные» было написано. И вот эта песня была не то что заслушана – она была затёрта, пропилена иглой до прозрачности пластинки!..

- Как в дальнейшем записи к вам поступали?
- (улыбается) С «бобин» на «шестом типе»! (воодушевляется) Даже не я коллекционировал – у меня ещё смешнее было!.. У меня был приятель из соседнего подъезда – вот у него брат собирал. И я брал у приятеля плёнки, куда-то в специальное место ездил, где был магнитофон, там прослушивал, запоминал, потом приходил домой, записывал по памяти всё на ноты – и вот таким образом коллекционировал.

- Непросто это всё… А информация о группе, фотографии?
- Не просто, но и не сложно. Фотографии были все в переснятом виде, естественно. А ещё я их сам перерисовывал: возьмёшь посмотреть – и через кальку быстренько…

- Пытались ли вы переводить тексты «Битлз»? Насколько они были для вас важны?
- Я потом уже… Нет, не были важны! Музыка была важна!.. Сколько мне тогда было – фигня какая, - класс, наверное, третий…

- Какие из 13 номерных альбомов были самыми любимыми и почему?
- У «Битлз» все альбомы любимые, абсолютно все. Правда – ну, бывает такое… Какое-то время я «торчал» на «Beatles For Sale»… (перебивает сам себя) Они по мере поступления ко мне становились любимыми! Они вот так наслоились – и всё! (проникновенно) Я под «Белый альбом» танцевал в пионерском лагере… Я первую сторону до сих пор знаю не то что наизусть, а до каждого вздоха, до малейшего движения! Потому что у нас была дискотека под «Белый альбом», чему я очень даже рад.

- Кому из «четвёрки» больше симпатизируете?
- Скажу в порядке убывания: Леннон, Харрисон, МакКартни и Старр.

- У Леннона какой любимый альбом ?
- (не медля) Все, все! Нет у меня такого, чтобы самый любимый – и всё!.. Мне, допустим, абсолютно не нравится, как поёт Йоко Оно. Так как она всё время вклинивалась в альбомы, мой нелюбимый – это «Нью-Йорк Сити». Говорят, Шон выпустил пластинку, вот совсем недавно, говорят – офигительная. Я её ещё не слышал…

- Какое-то противостояние «Битлз» – «Роллинг Стоунз» для вас существовало?
- Да нет, потому что «Роллинг Стоунз» я почему-то практически не слышал никогда. То есть я знал, что есть такая группа, типа крутая – после «битлов» на втором месте. И до сих пор они мне как-то не очень… Мои любимые песни у них уберутся даже не на «двойник» – песен 12, и большинство из них – медленные.

- Как с сегодняшних позиций достаточно опытного человека и действующего музыканта вы оцениваете роль Джорджа Мартина и Брайана Эпстайна в творческой судьбе «Битлз»?
- Роль Мартина, на мой взгляд, очень сложно переоценить. Если кто и был пятым, то это, естественно, Мартин. А Эпстайн… я не знаю, это нужно директорам команд смотреть – что он сделал, что не сделал, потому что есть мнение, что он вообще продрочил всё, есть мнение, что наоборот – открыл их… Фиг знает… Что бы я ни сказал, не знаю, будет ли это правда…

- Но ведь вы тоже сталкиваетесь с похожими проблемами, у вас есть директор, который за всем смотрит…
- Но я не сталкивался с Эпстайном – вот в чём дело.

- Какие альбомы участников «Битлз» после распада вы бы выделили?
- У МакКартни – «Band On The Run», первая пластинка, «McCartney», - очень шикарная… Это я так, навскидку… У Харрисона – «All Things Must Pass», последняя пластинка замечательнейшая – «Brainwashed». А моя самая любимая у него – «Living In The Material World».

- Можно ли говорить о ком-то из современных музыкантов как о продолжателях лучших традиций «Битлз»?
- Ой-ё-ё-ёй!.. Почему- то первый, кто в голову приходит – это Том Петти, не знаю почему. (надолго задумывается) Вот вопрос…

- «Битлз» вообще – это классика, которую должен знать каждый музыкант, или…
- (перебивает) Я считаю, что да, конечно. Причём давным-давно уже, года с 66-го было ясно, что это классика, что это нужно знать наряду с… не знаю, Луи Армстронгом. Ведь Армстронг – это классика джаза, верно? Давайте знать «Битлз» – это классика рока!

- Я знаю, что вы являлись консультантом Анатолия Максимова, когда он писал свою книгу «McCartney День за днём»…
- Да?.. А, ну, может быть, материалы какие-то и предоставлял…

- Какими ещё проектами, посвящёнными «Битлз», вы занимались?
- Да вот этим летом мы ездили с проектом «Puttin’ On The Beatles Style» в Ливерпуль на слёт битломанов.

- И какие впечатления от слёта?
- Впечатление двоякое. Сначала, когда я туда собирался, у меня было такое ощущение, что – да зачем всё это?! а потом меня цапануло не по-детски. Это положительная сторона. Сбылась мечта ребёнка. А потом мне показалось, что слишком много людей вокруг, которые поют «Битлз» со всех сторон. Это перебор, наверное.

- Это не ревность с вашей стороны?
- Нет, абсолютно никакой ревности! Я устал от этих людей. Я боялся, что будет то же самое, что было в своё время с «Can’t Buy Me Love», когда она крутилась из каждого угла, из каждого окошка, где надо и не надо. В конце концов она приелась, на самом деле. Убили песню, что называется. То же самое было с Высоцким, с песней «Протопи ты мне баньку…» – всё, убили песню!.. Теперь её слышишь – она никаких эмоций не вызывает. И вот я в Ливерпуле тоже – переел. Я, конечно, с уважением отношусь ко всем музыкантам, – они со старанием снимали всё в «копейку», – всё это здорово, но когда на каждый квадратный метр по 50 человек…

- Что удивило в Ливерпуле?
- Я когда был маленький и читал всякие статьи про «битлов», которые доходили тогда, – они были короткие, маленькие все, – и там было написано: парни рабочие, там, из бедных кварталов… Я съездил, посмотрел дом Джона Леннона – я бы не сказал, что это бедный квартал: двухэтажный дом, нормальная отделка, сад – всё как положено…

- После этого изменилось отношение?..
- Абсолютно нет! Я и раньше на этом никогда не зарубался… Музыка – это музыка… Кстати, в последний день рождения Джона в Питере вышла пластинка, которую спродюсировал менеджер «Puttin’ On The Beatles Style» Леха Лямин, под названием «Revolver» по-русски». Она посвящена 40-летию сам догадываешься чего. Среди исполнителей есть и ваш покорный слуга…

- Ливерпуль похож на Петербург?
- (сразу) Нет! Абсолютно.

- В Гамбурге вы были?
- Нет.

- Отношения с Индией?..
- Там очень жарко, а с жарой я не дружу. Индия для меня закрыта; там, где жарко – для меня вообще закрыто. Поэтому я вынужден играть только там, где холодно.

Сергей к этому моменту заметно устал – и от двухчасового концерта, и от пресс-конференции… Стало ясно, что разговор пора заканчивать. Я поблагодарил его за интервью, и мы тепло простились.

Сергей Муханов
(октябрь, 2006 г.)