Интервью:
"У многих "Битлз" вызывают антипатию"
(интервью с московским музыкантом Алексеем Борисовым)
Если говорить об альтернативной музыке в России, то без упоминания имени Алексея Борисова не обойтись. Начав играть в "Центре" в далеком 80-м году, Алексей затем организовал с Иваном Соколовским группу "Ночной проспект", прославившуюся индустриальным альбомом "Кислоты". Сегодня Алексей - участник нескольких электронных проектов, самыми известными из которых являются "Волга" и "F.R.U.I.T.S.". Алексей много гастролирует - только за последний год он дважды побывал в США, затем в Канаде, Германии, Финляндии, Таиланде. Застать его дома - дело непростое…
-
Алексей, давай поговорим о «Битлз». Когда ты впервые их услышал?
Я был школьником (5-6-й класс), это было в 1972-73 годах...
- Василий Шумов недавно рассказывал, что в то время
ходили записи на рентгеновских пленках и часто группы путали,
поскольку качество записи было невысоким. Так, он долгое время
был уверен, что песню «Hippy Hippy Shake» исполняют «Битлз».
Признаться, я тоже…
Да, я тоже первые песни «Битлз» услышал «на костях» (и, кажется,
еще была гибкая «звуковая открытка»). Это была песня «Can't
Buy Me Love». Потом на сборнике фирмы «Мелодия» появилась
«Girl». Позже – песня «Роллинг Стоунз» «Ruby Tuesday».
- Приходилось ли тебе самому исполнять песни ливерпульской
четверки?
Первый раз мы пробовали с друзьями в школе играть «Girl» (6-7-й
классы), потом уже в «Центре» пробовал и в «Проспекте» - толком
не помню песни, что-то из раннего. Специально для каких-то
танцев готовили, выпускных вечеров. В «Центре» точно играли
«My Sweet Lord» Харрисона. Позже (1990-й) с «Ночным проспектом»
сделали студийный кавер на «Back In The USSR», затем для сборника
«Экзотика» я ремикшировал «Revolution 9».
- Коллекционировал ли ты альбомы
"Битлз"? Откуда брал информацию о группе?
Нет, специально не коллекционировал - в основном слушал у
друзей винил или бобины, что-то приносил домой на виниле,
позже на кассетах. Иногда появлялись фотографии, в основном
переснятые с пластинок. Как-то появлялась история «Битлз»,
Хантера Дэвиса кажется. Позже дома имелось несколько кассет
– «White Album», «St. Pepper»...
- Кому из четверки ты больше симпатизируешь?
Может быть, Харрисону, поскольку сам играешь на соло-гитаре?
Да, мне нравился Харрисон как гитарист и композитор, так же
нравились многие песни Леннона. Позже я оценил Ринго Старра
как отличного барабанщика.
- Какие из альбомов были самыми
любимыми?
Я отдавал предпочтение более психоделическому материалу: «Revolver»,
«St. Pepper», «White Album», также нравились некоторые песни
с «Rubber Soul», «Abbеy Road», «Let It Be». Еще нравился мультфильм
«Yellow Submarine» - в свое время дважды смотрел его в кинотеатре
"Звездный" году в 76-77-м.
- Как известно, у всех участников
«Битлз» не было музыкального образования. Ты – выпускник МГУ,
писал когда-то диссертацию, тот же Василий Шумов учился в
МВТУ и институте связи… Не жалеешь о том, что не получил муз.
образования?
Сейчас оно мне абсолютно не нужно, могло бы даже в какой-то
степени навредить. Оно пригодилось бы, наверное, когда мы
начинали музицировать. Нет необходимости досконально изучать
классику – ее можно послушать в записи. Классическое музыкальное
образование в нашем деле вредит, хотя, конечно, это зависит
от человека. Формальная подготовка может пригодиться при работе
с инструментом, например, с роялем. Мне как гитаристу это
не очень нужно, как электронщику – тем более.
- Были ли "Битлз" когда-нибудь
для тебя "группой №1"? Если нет, то кто был в фаворитах?
Были, но недолгое время. Позже мне были даже более интересны
сольные работы Леннона, Харрисона, в меньшей степени МакКартни
и Ринго. Во второй половине 70-х я больше слушал арт-рок –
«Jethro Tull», «King Crimson», «Pink Floyd», Frank Zappa,
ранний «Yes», «Genesis», джаз-рок…
- Многие до сих пор считают, что
«Роллинг Стоунз» - группа № 2 после «Битлз»…
Да, это традиция. Проблема была в том, что их альбомов 60-х
годов мы не знали. Если у «Битлз» существовало более-менее
четкая дискография, в которой можно было ориентироваться,
то у «Роллинг Стоунз» был набор песен, каких-то нескольких
вещей. Первый альбом «Роллинг Стоунз», который я сознательно
послушал, был «Sticky Fingers» (где первая песня «Brown Sugar»).
Был еще так называемый «восьмигранник» - конверт с восемью
гранями, не помню, что за альбом, у нас он проходил как «восьмигранник».
Ходили отдельные песни – «Satisfaction», «Ruby Tuesday», «Paint
It Black»… Был еще альбом «Beggar’s Banquet»…
- Можно ли сказать, что между «Битлз»
и «Роллинг Стоунз» была пропасть?
Наверное, нет. Конечно, в музыкальном отношении разница заметна
– у «роллингов» явно выраженный солист, а «Битлз» раскладывали
вокальные партии на несколько голосов. У «Роллинг Стоунз»
четко прослеживается ритм-энд-блюзовая основа… Хотя был такой
момент – психоделический период середины 60-х – когда у записей
было много общего. Скажу больше, было время (конец 70-х),
когда «Роллинг Стоунз» нравились мне больше, чем «Битлз».
Они были менее попсовые, у них был более грязный звук… Кроме
того, «Битлз» все свои альбомы выпустили в 60-е годы, а у
«Роллинг Стоунз» выходили альбомы и в 70-е, и в 80-е, и продолжают
выходить.
- Какие альбомы участников "Битлз"
после распада ты бы выделил сегодня?
Мне нравился больше всего первый сольник Леннона, потом «Imagine»
и «Double Fantasy», его лайвы и экспериментальные записи с
Yoko. Также ранние альбомы Харрисона - где-то до «33 1/3»
и «Living In The Material World» включительно. Последний альбом
МакКартни явно удался, наверное, одна из его лучших записей.
- В свое время Иван Соколовский
говорил мне, что композиция "Revolution 9" - очень
удачный опыт популяризации шумовой музыки и что она написана
не без влияния Йоко Оно. Что ты думаешь о "Revolution
9"? Она до сих пор вызывает неоднозначные оценки...
Мне кажется, что «Revolution 9» - одна из лучших композиций
«Битлз», довольно смелый эксперимент для того времени. Я не
знаю деталей ее создания, но она "работает" до сих
пор - отличный подарок всем битломанам.
- Ты сегодня – автор, выпустивший
много альбомов. Как с сегодняшних позиций ты оцениваешь роль
Эпстайна и Мартина в творческой судьбе "Битлз"?
Джордж Мартин оказался отличным продюсером, Эпстайн - фигура
противоречивая, как выяснилось. Мне лично трудно судить о
его роли в «Битлз». Наверное, на первых порах он был им необходим.
- Кого из музыкантов ХХ века можно
поставить вровень с "Битлз" (а может быть и выше)
по вкладу в развитие массовой культуры и культуры вообще?
На самом деле, имен может быть много - в поп-культуре это
те же «роллинги», Боб Дилан, Фрэнк Заппа, «Лед Зеппелин»,
Джими Хендрикс, «Велвет Андерграунд», «Дорз», Боуи и т.д.
Для авангарда или экспериментальной музыки - их творчество
не столь значительно, как творчество той же Йоко Оно.
- "Битлз" сегодня - это
классика, которую должен знать каждый музыкант, или можно
обойтись и без них?
Знать их творчество и историю полезно, но не обязательно.
В мире есть много музыкантов, для которых творчество «Битлз»
совсем не интересно или даже вызывает антипатию.
- Антипатию? Ты это серьезно?
Таких много случаев. Прежде всего, это панк-рокеры, представители
индустриальной сцены. Они либо относятся равнодушно, либо
просто ненавидят. Например, мои знакомые, участники финского
электронного дуэта «Pan Sonic» никогда не слушали «Битлз»
и относятся к ним отрицательно. Создатель лейбла «Экзотика»
Андрей Борисов тоже мне как-то признался, что ему никогда
не нравились «Битлз», а нравились «Дорз» и другие группы психоделического
направления. Вообще, это у нас «Битлз» в 60-е годы произвели
переворот, а на Западе, наряду с поклонниками, многие относились
отрицательно с самого начала. Это для нас вся их музыка была
в новинку, а на Западе многое существовало уже до них, просто
они это как-то адаптировали под себя. В экспериментальной
музыке все существовало до них.
- А как ты думаешь, слушает сегодняшняя молодежь «Битлз»?
Наверное, да. Хотя моя дочка (ей 18) послушала и осталась
равнодушной. Многое из того, что они записали, сегодня звучит
старомодно. «Взрослые дядьки» распевают что-то высокими голосами
– у кого-то это вызывает даже какие-то нехорошие ассоциации
(улыбается)…
- Если коротко, в чем, на твой взгляд,
роль "Битлз" в истории музыки и культуры?
В 60-е влияние «Битлз» было огромным (причем в разных областях).
Как мне кажется, они превратили рок в настоящую поп-музыку
(в хорошем смысле этого слова) и при этом даже сохранили определенный
налет элитарности.
Сергей Горцев
(апрель, 2006 г.)
|