Интервью:

"У многих "Битлз" вызывают антипатию"
(интервью с московским музыкантом Алексеем Борисовым)

Если говорить об альтернативной музыке в России, то без упоминания имени Алексея Борисова не обойтись. Начав играть в "Центре" в далеком 80-м году, Алексей затем организовал с Иваном Соколовским группу "Ночной проспект", прославившуюся индустриальным альбомом "Кислоты". Сегодня Алексей - участник нескольких электронных проектов, самыми известными из которых являются "Волга" и "F.R.U.I.T.S.". Алексей много гастролирует - только за последний год он дважды побывал в США, затем в Канаде, Германии, Финляндии, Таиланде. Застать его дома - дело непростое…

- Алексей, давай поговорим о «Битлз». Когда ты впервые их услышал?
Я был школьником (5-6-й класс), это было в 1972-73 годах...

- Василий Шумов недавно рассказывал, что в то время ходили записи на рентгеновских пленках и часто группы путали, поскольку качество записи было невысоким. Так, он долгое время был уверен, что песню «Hippy Hippy Shake» исполняют «Битлз». Признаться, я тоже…
Да, я тоже первые песни «Битлз» услышал «на костях» (и, кажется, еще была гибкая «звуковая открытка»). Это была песня «Can't Buy Me Love». Потом на сборнике фирмы «Мелодия» появилась «Girl». Позже – песня «Роллинг Стоунз» «Ruby Tuesday».

- Приходилось ли тебе самому исполнять песни ливерпульской четверки?
Первый раз мы пробовали с друзьями в школе играть «Girl» (6-7-й классы), потом уже в «Центре» пробовал и в «Проспекте» - толком не помню песни, что-то из раннего. Специально для каких-то танцев готовили, выпускных вечеров. В «Центре» точно играли «My Sweet Lord» Харрисона. Позже (1990-й) с «Ночным проспектом» сделали студийный кавер на «Back In The USSR», затем для сборника «Экзотика» я ремикшировал «Revolution 9».

- Коллекционировал ли ты альбомы "Битлз"? Откуда брал информацию о группе?
Нет, специально не коллекционировал - в основном слушал у друзей винил или бобины, что-то приносил домой на виниле, позже на кассетах. Иногда появлялись фотографии, в основном переснятые с пластинок. Как-то появлялась история «Битлз», Хантера Дэвиса кажется. Позже дома имелось несколько кассет – «White Album», «St. Pepper»...

- Кому из четверки ты больше симпатизируешь? Может быть, Харрисону, поскольку сам играешь на соло-гитаре?
Да, мне нравился Харрисон как гитарист и композитор, так же нравились многие песни Леннона. Позже я оценил Ринго Старра как отличного барабанщика.

- Какие из альбомов были самыми любимыми?
Я отдавал предпочтение более психоделическому материалу: «Revolver», «St. Pepper», «White Album», также нравились некоторые песни с «Rubber Soul», «Abbеy Road», «Let It Be». Еще нравился мультфильм «Yellow Submarine» - в свое время дважды смотрел его в кинотеатре "Звездный" году в 76-77-м.

- Как известно, у всех участников «Битлз» не было музыкального образования. Ты – выпускник МГУ, писал когда-то диссертацию, тот же Василий Шумов учился в МВТУ и институте связи… Не жалеешь о том, что не получил муз. образования?
Сейчас оно мне абсолютно не нужно, могло бы даже в какой-то степени навредить. Оно пригодилось бы, наверное, когда мы начинали музицировать. Нет необходимости досконально изучать классику – ее можно послушать в записи. Классическое музыкальное образование в нашем деле вредит, хотя, конечно, это зависит от человека. Формальная подготовка может пригодиться при работе с инструментом, например, с роялем. Мне как гитаристу это не очень нужно, как электронщику – тем более.

- Были ли "Битлз" когда-нибудь для тебя "группой №1"? Если нет, то кто был в фаворитах?
Были, но недолгое время. Позже мне были даже более интересны сольные работы Леннона, Харрисона, в меньшей степени МакКартни и Ринго. Во второй половине 70-х я больше слушал арт-рок – «Jethro Tull», «King Crimson», «Pink Floyd», Frank Zappa, ранний «Yes», «Genesis», джаз-рок…

- Многие до сих пор считают, что «Роллинг Стоунз» - группа № 2 после «Битлз»…
Да, это традиция. Проблема была в том, что их альбомов 60-х годов мы не знали. Если у «Битлз» существовало более-менее четкая дискография, в которой можно было ориентироваться, то у «Роллинг Стоунз» был набор песен, каких-то нескольких вещей. Первый альбом «Роллинг Стоунз», который я сознательно послушал, был «Sticky Fingers» (где первая песня «Brown Sugar»). Был еще так называемый «восьмигранник» - конверт с восемью гранями, не помню, что за альбом, у нас он проходил как «восьмигранник». Ходили отдельные песни – «Satisfaction», «Ruby Tuesday», «Paint It Black»… Был еще альбом «Beggar’s Banquet»…

- Можно ли сказать, что между «Битлз» и «Роллинг Стоунз» была пропасть?
Наверное, нет. Конечно, в музыкальном отношении разница заметна – у «роллингов» явно выраженный солист, а «Битлз» раскладывали вокальные партии на несколько голосов. У «Роллинг Стоунз» четко прослеживается ритм-энд-блюзовая основа… Хотя был такой момент – психоделический период середины 60-х – когда у записей было много общего. Скажу больше, было время (конец 70-х), когда «Роллинг Стоунз» нравились мне больше, чем «Битлз». Они были менее попсовые, у них был более грязный звук… Кроме того, «Битлз» все свои альбомы выпустили в 60-е годы, а у «Роллинг Стоунз» выходили альбомы и в 70-е, и в 80-е, и продолжают выходить.

- Какие альбомы участников "Битлз" после распада ты бы выделил сегодня?
Мне нравился больше всего первый сольник Леннона, потом «Imagine» и «Double Fantasy», его лайвы и экспериментальные записи с Yoko. Также ранние альбомы Харрисона - где-то до «33 1/3» и «Living In The Material World» включительно. Последний альбом МакКартни явно удался, наверное, одна из его лучших записей.

- В свое время Иван Соколовский говорил мне, что композиция "Revolution 9" - очень удачный опыт популяризации шумовой музыки и что она написана не без влияния Йоко Оно. Что ты думаешь о "Revolution 9"? Она до сих пор вызывает неоднозначные оценки...
Мне кажется, что «Revolution 9» - одна из лучших композиций «Битлз», довольно смелый эксперимент для того времени. Я не знаю деталей ее создания, но она "работает" до сих пор - отличный подарок всем битломанам.

- Ты сегодня – автор, выпустивший много альбомов. Как с сегодняшних позиций ты оцениваешь роль Эпстайна и Мартина в творческой судьбе "Битлз"?
Джордж Мартин оказался отличным продюсером, Эпстайн - фигура противоречивая, как выяснилось. Мне лично трудно судить о его роли в «Битлз». Наверное, на первых порах он был им необходим.

- Кого из музыкантов ХХ века можно поставить вровень с "Битлз" (а может быть и выше) по вкладу в развитие массовой культуры и культуры вообще?
На самом деле, имен может быть много - в поп-культуре это те же «роллинги», Боб Дилан, Фрэнк Заппа, «Лед Зеппелин», Джими Хендрикс, «Велвет Андерграунд», «Дорз», Боуи и т.д. Для авангарда или экспериментальной музыки - их творчество не столь значительно, как творчество той же Йоко Оно.

- "Битлз" сегодня - это классика, которую должен знать каждый музыкант, или можно обойтись и без них?
Знать их творчество и историю полезно, но не обязательно. В мире есть много музыкантов, для которых творчество «Битлз» совсем не интересно или даже вызывает антипатию.

- Антипатию? Ты это серьезно?
Таких много случаев. Прежде всего, это панк-рокеры, представители индустриальной сцены. Они либо относятся равнодушно, либо просто ненавидят. Например, мои знакомые, участники финского электронного дуэта «Pan Sonic» никогда не слушали «Битлз» и относятся к ним отрицательно. Создатель лейбла «Экзотика» Андрей Борисов тоже мне как-то признался, что ему никогда не нравились «Битлз», а нравились «Дорз» и другие группы психоделического направления. Вообще, это у нас «Битлз» в 60-е годы произвели переворот, а на Западе, наряду с поклонниками, многие относились отрицательно с самого начала. Это для нас вся их музыка была в новинку, а на Западе многое существовало уже до них, просто они это как-то адаптировали под себя. В экспериментальной музыке все существовало до них.

- А как ты думаешь, слушает сегодняшняя молодежь «Битлз»?
Наверное, да. Хотя моя дочка (ей 18) послушала и осталась равнодушной. Многое из того, что они записали, сегодня звучит старомодно. «Взрослые дядьки» распевают что-то высокими голосами – у кого-то это вызывает даже какие-то нехорошие ассоциации (улыбается)…

- Если коротко, в чем, на твой взгляд, роль "Битлз" в истории музыки и культуры?
В 60-е влияние «Битлз» было огромным (причем в разных областях). Как мне кажется, они превратили рок в настоящую поп-музыку (в хорошем смысле этого слова) и при этом даже сохранили определенный налет элитарности.

Сергей Горцев
(апрель, 2006 г.)