Интервью:

Как там, в Беларуси?
(Интервью с редактором минского музыкального журнала "НОТ 7" Олегом Климовым)

ТроицкийМы давно сотрудничаем с минскими коллегами. И это не только обмен материалами. Именно по рекомендации Олега Климова, ведущего белорусского рок-журналиста, в Смоленск с концертами побывали очень интересные группы «Любовь и спорт», «ТТ-34» и «Rasta».

Олег, как давно существует Ваш журнал? На какой рынок он рассчитан?
Журнал выходит с ноября 2003 года, раз в два месяца. Основная его направленность – знакомство читателей с альтернативной музыкой и альтернативным мэйнстримом стран Запада и постСССР. Журнал распространяется внутри Беларуси и в странах бывшего Союза.

Чувствуете ли вы обратную связь с читателями "НОТ 7"? Кто, кстати, к вам чаще обращается – меломаны или музыканты?
Нам постоянно пишут наши читатели, посредством обычных писем и через электронную почту. Звонят, заходят в редакцию, просят о чём-то (ком-то) написать. Среди них есть и просто меломаны, и музыканты. Да и среди авторов журнала есть музыканты, например, Вадим Курылёв, который ведёт персональную рубрику.

Есть ли в Беларуси какие-то другие издания, аналогичные «Музыкальной газете» и «НОТ 7»?
Других изданий нет.

Что белорусские меломаны читают из российской  прессы (и в рок, и в поп-музыке)?
«FUZZ», «Rolling Stone», издания по тяжелой музыке, да все, что везут из Москвы оптовики на продажу. Поп-музыка – «Cool», «Bravo» и прочая аналогичная...

Недавно корифей российской рок-журналистики А. Троицкий высказал мнение, что "чисто музыкальный журнал обречен на сектантство", то есть малые тиражи, что настоящий журнал должен быть о жизни вообще. Вы согласны?
Наш журнал и задумывался как издание, которое пишет не о всей музыке, а о той ее части, которая, как нам показалась, мало представлена в специализированных отечественных изданиях, пишущих о современной музыке.

Все же странно читать журнал, издающийся в Минске и практически ничего не рассказывающий о белорусских группах (в двух последних номерах нет ни слова (!) о ваших музыкантах).
«НОТ 7» – это дитя «Музыкальной газеты», которая по конец 2003 года и писала о всей мировой музыке вообще (согласно её, «МГ», направленности). С 2004 года «Музыкалка» пишет только о том, что происходит с современной музыкой внутри Беларуси (плюс мировые новости). В журнал же была выделена вся остальная музыка, определённой направленности. О белорусских музыкантах «НОТ 7» пишет в том случае, если они широко известны и за пределами своей страны («Ляпис Трубецкой», «ТТ-34»).

"Песняры" и "Ляпис Трубецкой" – два главных кита белорусской популярной музыки. Появилось ли в последние годы что-нибудь новое, заслуживающее серьезного внимания?
Масса. В первую очередь – группа «ТТ-34», которая, например, отметилась в саундтреке киноблокбастера «Ночной Дозор» и записала большую его часть к «Дневному Дозору». Это могилёвская панк-группа «Глюкi», которая лучшими своими вещами даёт повод говорить о себе как о правопреемнице белорусской рок-группы Номер 1 – «N.R.M.» Хардкор-группа «Ricochet», выпустившая дебютный альбом на московском лейбле «Мистерия Звука». Группа «Rasta» – тоже тяжёлый тренд, тоже выпускавшийся на «Мистерии», хорошо известный украинскому слушателю. Группа «Нагуаль», играющая фолк-музыку в очень оригинальной упаковке. Дмитрий Дибров снимал её для своей телепрограммы «ПРОсвет». Ещё один фолк-коллектив, «Altanca», участники которого некогда играли в группе «Троица»… которую открыл… для белорусского слушателя… Юрий Шевчук… Инди-группа «Indiga», с потрясающим женским вокалом. Группа «Naka», также с женским вокалом, предлагающая слушателю нечто рок-театральное (её вокалистка – артистка минского театра имени Горького). Да много чего есть нового…

На ваш взгляд, насколько белорусская рок-музыка независима от процессов, происходящих в российской рок-музыке? Существует ли давление на белорусских слушателей со стороны российских СМИ?
В большей её части независима. Как раз группы, «ориентирующиеся» на то, что происходит в России, и широко известные в Беларуси, можно по пальцам перечесть – «J_Морс», «Стокс», «Neo», «По Глазам»… Только если можно считать за давление ряд ретранслируемых российских FM-станций, да и то в своей основной массе это слушатель поп-музыки, попсы…

Может быть, на примере какой-нибудь белорусской группы (допустим, "ТТ-34") рассмотрим, насколько тяжело белорусам пробиться на российский рынок…
Были бы деньги, соизмеримые с вливанием в своих подопечных российскими продюсерами… Время, когда «Ляпис Трубецкой» со своей оригинальной для того времени музыкой слёту взял Россию, никому ничего не отстёгивая, – прошло. К тому же, в случае с «ТТ-34» – это принципиальная позиция их менеджмента, который считает, и я с этим согласен, что настолько оригинальной подачи достаточно привычной тяжёлой музыки в России до сих пор нет, а потому – всё равно должно выстрелить. Будем надеяться…

Публикации в российских музыкальных СМИ, посвященные положению в Беларуси, достаточно ироничны: мол, у вас "всё глушится на корню". Так ли это? Чувствуете ли вы предвзятость российской прессы к вашей стране?
К сожалению, в отношении альтернативной музыки всё так и обстоит. Страна настолько однобоко заидеологизирована, что любая громкая, риффованная музыка, да ежели ещё поётся на белорусском языке, априорно воспринимается властными структурами как оппозиционная существующему в стране политическому строю. А потому такую музыку под любыми предлогами не разрешают – ни по ТВ, ни по радио, ни в виде концертов, ни в государственной печати…

Вы говорите о трудностях рок-музыкантов в Беларуси. Но может быть, только в трудностях и можно создать что-то стоящее? В России есть и обратные примеры. Стоило А. Макаревичу и Б.Г. засветиться на  TV, ощутить внимание власти – и налицо отсутствие творческих достижений, потеря большой части поклонников. Может, это и хорошо, что у вас есть запреты и музыкантам не до жиру?
А чего хорошего в запрете на профессию?.. Буквально в воскресенье по центральному белорусскому телеканалу, в прайм-тайм, в аналитической программе ряд рок-музыкантов практически назвали врагами народа. Они сейчас просто в шоке...

Вспоминаю МакКартни: «Я музыкант. Я не работаю, я играю». Это к вопросу о профессии… А дураков у нас на телевидении тоже хватает… Вот парадокс. Мы знаем ваши группы («N.R.M.», «Ляпис Трубецкой», «Пани Хида») и команды КВН, занимающие антипрезидентскую позицию, и мы знаем эту позицию. У нас тоже есть такие группы. Вряд ли вы их сможете назвать. Похоже, в России цензура посильнее… Чувствуется ли у вас влияние западных соседей – польской культуры? В свое время «Червоны гитары», «Скальды», Немен, «SBB» были хорошо известны и у вас, и у нас. Сегодня у нас как отрезало…
Польша – да, конечно, влияет, особенно в приграничных областях. Наши блюзовики ездят выступать в Польшу на различные фестивали, тяжелые группы и инди-группы ездят с концертами в Польшу. После запрета на родине теперь там часто выступают наши ведущие группы. Много из Польши метал-команд к нам приезжает. В Польше проходит ежегодный фестиваль белорусской альтернативной музыки "Басовище", на котором выступают ведущие и начинающие белорусские команды.

Культурную жизнь сегодняшней России отличает засилье поп-музыки, низкопробных ток-шоу с креном на секс. А что в Беларуси?
В Беларуси секса нет! В виде ток-шоу, конечно. Бывают некие обсуждения чего-либо схожего, отдающие ну очень уж «совковым» привкусом уровня комсомольско-партийных собраний. Поп-музыка же Беларуси – это музыка третичная. То есть, если российская поп-музыка в своей основной, безвкусной массе – это калька с западной поп-музыки, то белорусская современная эстрада – это клон современной эстрады России.

Какие общие проблемы для музыкантов и журналистов-меломанов в Беларусь вы выделили бы?
Общие – да они общие что в России, что у нас. А вот главная – то, что есть целый ряд белорусских рок- альтернативных исполнителей, из верхнего эшелона, которые насильственно отлучены от своего слушателя. Я об этом говорил выше.

Мы были немало удивлены, обнаружив в одном из номеров явно рекламные материалы, посвященные Глюкозе, «Братьям Грим». Это жизненная необходимость?
Явные – это как?.. Тут другое дело. Если журнал практически выдерживает свой вектор относительно того, что основная часть его материалов о западных исполнителях отдана альтернативной музыке и альтернативному мэйнстриму, то в российской его части это не всегда соблюдается. Над чем и работаем!..

Не могли бы вы разъяснить для российских читателей одновременное существование на белорусской сцене проектов "Песняры" и "Белорусские песняры"?
Кто бы нам объяснил… «Белорусские Песняры», на сегодняшний момент, это, скорее, уже белорусский форпост такого рода музыки за пределами Беларуси. Всё остальное – беззастенчивая спекуляция памятью о Владимире Георгиевиче Мулявине. Люди тупо и сознательно пытаются рубить капусту. Не бесконечно это будет длиться, ибо своих, новых идей у них попросту нет.

Ваши любимые группы, любимые альбомы? Концерты, произведшие в последнее время сильное впечатление?
Из белорусских – «N.R.M.» (альбом «Тры чарапахi»), «ТТ-34» (альбом «Грубый помол»/«Бум!» – в российском варианте), «Ulis» (альбомы «Танцы на даху» и «Люстэрка»), А. Шедько и его группа «Сестра», теперь уже несуществующий «Gods Tower». Из россиян… в детстве «Машина Времени», с детства не прошедшая любовь к «Воскресению», «ДДТ» (альбом «Это всё»), «Ноль», «Центр» (самое начало), «Pushking», «Billy’s Band»… Я всеяден – нет уж таких сильных стилистических предпочтений. Люблю, чтоб было громко, мелодично, можно это смешивать, можно разделять. Как я говорю: попсу я люблю роковую … Украина – «ВВ», … «И Друг Мой Грузовик»… Запад – Стинг, Брайан Адамс, «AC/DC», «Rammstein»… Ох, там вообще до фига чего. Концерты – ничего не произвело…

Спасибо, Олег, за интервью и успехов Вам!

Сергей Горцев