Интервью:

Алексей Борисов: от Волги до Чикаго

Московский музыкант Алексей Борисов, известный по выступлениям в составе групп «Ночной проспект», «Центр», «Волга» и других недавно вернулся из поездки в США. Появился повод встретиться и поговорить.

- Алексей, я не могу не начать с вопроса о твоем друге Иване Соколовском. Теперь, когда его уже нет с нами, многое видится, наверное, по-другому. Ты его знал лучше многих - чем на твой взгляд отличался Иван от других музыкантов, какие личные качества помогали ему в творчестве?

- Иван обладал оригинальным музыкальным мышлением, нестандартным и порой парадоксальным. Он не зацикливался на одном стиле или направлении, а мыслил широко и глобально, но при этом мог играть предельно стильно, функционально и одновременно разнообразно. Он обладал вкусом и чувством юмора, был склонен к иронии, эпатажу, не признавал музыкальных стандартов и табу, был всегда настроен на эксперимент. С другой стороны, он хорошо ориентировался в музыкальных технологиях, шел в ногу с техническим прогрессом, что немаловажно для современного музыканта. Плюс его личные качества - жизнелюбие и оптимизм, интеллект и эрудиция, порядочность и уважительное отношение к коллегам.

- Для меня "Ночной проспект" дорог, прежде всего, тем, что группа предвосхитила многие последующие явления в гитарно - электронной музыке. "Гуманитарная жизнь", "Кислоты", "Асбастос", "Музыка для танцев" - любимые мои альбомы. Написанные 14-18 лет назад они звучат и сегодня очень современно, до сих пор не имея аналогов на отечественной сцене. В последнее время вы выступали вместе с Иваном под старым названием "Ночной проспект". Это было что-то вроде римейка или была мысль возродить группу?

- Была идея возродить группу практически в оригинальном составе (Борисов\Соколовский \Кутергин) - и это произошло. Иногда к НП даже присоединялся барабанщик Сергей Павлов (в Вене и Москве), живущий последние 10 лет в Мюнхене, ну и, конечно, Сергей Летов, сотрудничающий с НП с 1987 года. С 2000 года мы неоднократно выступали в Москве, играли в Смоленске, Питере и Вене. Сделали ряд концертных записей, переиздали (и планировали издать в перспективе) кое-что из старого и даже начали записывать новый материал в студии.

- У тебя есть и еще несколько проектов. Я имею ввиду прежде всего проекты "Волга" и "F.R.U.I.T.S.". Они существуют на сегодняшний день?

- Да, оба проекта активно функционируют. Последний альбом Волги "Три поля" отлично приняли в Англии - были очень хорошие рецензии в музприложении к The Observer/ Guardian (тираж по все миру 500 000 экз.) и в престижном журнале The Wire (тоже распространяется по всему миру). Ведущий английский специалист по этно-музыке Charlie Gillett неоднократно играл треки Волги в своей программе на BBC, а так же включил один трек в двойной международный сборный CD, который он продюсирует. Новый английский лейбл Lumberton Trading Company предложил издать следующий альбом Волги. На очереди сборник ремиксов на Волгу, а так же компиляция "Selected Works", которая делается для немецкого лейбла Lollipoppe Shoppe. В прошлом году Волга выступала на фестивалях в Сибири и Алтае, а так же в Финляндии, Франции, Словении, Таиланде. В этом году планируются выступления в Польше и Германии. У F.R.U.I.T.S. в прошлом году вышел CD "Forbidden Beat" на австрийском лейбле Laton, куда вошли преимущественно концертные записи, сделанные в последние годы на выступлениях в России и в других странах. Уже в 2005 дуэт неоднократно выступал в Москве и Петербурге, а так же в Киеве и Вене. Планируется выступление на фестивале Garage (Stralsund, Germany) в августе.

- Этим летом ты участвовал в фестивалях в США и Канаде. Что это были за фестивали и нашел ли ты для себя что-то интересное в творческом плане?

- В Чикаго я выступал сольно в небольшом зале польской школы, в районе Ukranian Vilage. Как выяснилось, этот зал - центральное место в Чикаго по экспериментальной музыке (не считая клуба Empty Bottle), куда съезжаются люди из других городов и даже из Канады. Было 120-150 человек, в основном американцы. Но были и русские, человек 10 (мои друзья и какие-то незнакомые). Я играл live под свой фильм "Вручение дипломов", затем диджейстовал на основе русской электроники, потом отвечал на вопросы и продавал диски. Все прошло на редкость успешно. В Монреале был ежегодный фестиваль Mutek, на котором представлена разная электроника (от экспериментальной до танцевальной), видеоарт и всякая мультимедиа. Также там проходят круглые столы на разные темы. Я был участником одного из них (о новых рынках – Россия, Лат. Америка, Китай для электронной музыки). Я выступил на мероприятии Le Placard – в специальном помещении публика и музыканты слушают и играют в наушниках. Все это (аудио, видео, информация и т.д.) транслируется по Интернету в реальном времени на другие страны. За три дня было представлено 60 проектов. Также принял участие в перформансе австрийского музыканта Франца Помассла на одной из сцен фестиваля. Для всего фестиваля задействовано 5 сцен в разных помещениях и в разное время. Музыканты, естественно, из разных стран мира…

- Ты упомянул кинофильм «Вручение дипломов». Кино вошло в сферу твоего творчества?

- Скорее постепенно входит. «Вручение дипломов» - это фильм из серии home – video. Я снял выпускной вечер своей дочери на сломанной видеокамере и применил эффект замедления. В результате непрофессиональный фильм приобрел некоторое художественное значение. Такие фильмы без звука мы используем иногда на концертах с финским музыкантом А. Никкела.

- Когда-то ты забросил гитару и посвятил себя электронике. Не кажется ли тебе, что сейчас есть ощущение кризиса электронной музыки в смысле отсутствия прорывов, новых подходов?

- Гитару я не забрасывал, и продолжаю на ней играть. Не так много как раньше, но тем не менее. Сейчас кризис ощущается во всей музыке, не только электронной. Вообще, мне кажется, музыка в традиционном понимании постепенно умирает. Электроника в меньшей степени подвержена кризисным явлениям, поскольку там как минимум идет технологическое развитие, которое неизбежно открывает перед музыкантами дополнительные возможности. С другой стороны, в экспериментальной музыке в целом постоянно имеет место различный поиск (в отличие от мейнстрима) - синтез стилей, жанров и традиций на базе электроники, переосмысление и переработка прошлого, наконец. Это в итоге неизбежно дает новые результаты.

- Часто музыканты чувствуют себя самодостаточными и редко бывают на концертах, мало слушают. В последнее время были у тебя моменты открытия новых имен в музыке?

- Я слушаю много разной продукции, иногда бываю на концертах (на фестивалях как минимум). Не могу сказать, что за последнее время сделал какие-то глобальные открытия, но услышал достаточно много интересного и качественного материала. Из музыкантов, чье творчество мне в той или иной степени интересно в последнее время, я бы выделил: Christian Fennesz (Austria), Phillip Quehenberger (Austria), Franz Pomassl (Austria), Leif Elggren (Sweden), CM von Housswolf (Sweden), Jeff Surak (USA) и российских: Benzo, CD-R, Lazyfish, Metro NM.

- Как ты оцениваешь то, что происходит сейчас с освещением музыкальных событий в средствах массовой информации и что должно быть в идеале?

- Ситуация за последнее время практически не изменилась. Главная проблема - это отсутствие специализированных изданий, программ и т.д. Есть Интернет, но его все еще не хватает.

Сергей Горцев