Интервью:
Алексей Борисов: от Волги до Чикаго
Московский
музыкант Алексей Борисов, известный по выступлениям в составе
групп «Ночной проспект», «Центр», «Волга» и других недавно
вернулся из поездки в США. Появился повод встретиться и поговорить.
- Алексей, я не могу не начать с
вопроса о твоем друге Иване Соколовском. Теперь, когда его
уже нет с нами, многое видится, наверное, по-другому. Ты его
знал лучше многих - чем на твой взгляд отличался Иван от других
музыкантов, какие личные качества помогали ему в творчестве?
- Иван обладал оригинальным музыкальным мышлением,
нестандартным и порой парадоксальным. Он не зацикливался на
одном стиле или направлении, а мыслил широко и глобально,
но при этом мог играть предельно стильно, функционально и
одновременно разнообразно. Он обладал вкусом и чувством юмора,
был склонен к иронии, эпатажу, не признавал музыкальных стандартов
и табу, был всегда настроен на эксперимент. С другой стороны,
он хорошо ориентировался в музыкальных технологиях, шел в
ногу с техническим прогрессом, что немаловажно для современного
музыканта. Плюс его личные качества - жизнелюбие и оптимизм,
интеллект и эрудиция, порядочность и уважительное отношение
к коллегам.
- Для меня "Ночной проспект"
дорог, прежде всего, тем, что группа предвосхитила многие
последующие явления в гитарно - электронной музыке. "Гуманитарная
жизнь", "Кислоты", "Асбастос", "Музыка
для танцев" - любимые мои альбомы. Написанные 14-18 лет
назад они звучат и сегодня очень современно, до сих пор не
имея аналогов на отечественной сцене. В последнее время вы
выступали вместе с Иваном под старым названием "Ночной
проспект". Это было что-то вроде римейка или была мысль
возродить группу?
- Была идея возродить группу практически
в оригинальном составе (Борисов\Соколовский \Кутергин) - и
это произошло. Иногда к НП даже присоединялся барабанщик Сергей
Павлов (в Вене и Москве), живущий последние 10 лет в Мюнхене,
ну и, конечно, Сергей Летов, сотрудничающий с НП с 1987 года.
С 2000 года мы неоднократно выступали в Москве, играли в Смоленске,
Питере и Вене. Сделали ряд концертных записей, переиздали
(и планировали издать в перспективе) кое-что из старого и
даже начали записывать новый материал в студии.
- У тебя есть и еще несколько проектов.
Я имею ввиду прежде всего проекты "Волга" и "F.R.U.I.T.S.".
Они существуют на сегодняшний день?
- Да, оба проекта активно функционируют.
Последний альбом Волги "Три поля" отлично приняли
в Англии - были очень хорошие рецензии в музприложении к The
Observer/ Guardian (тираж по все миру 500 000 экз.) и в престижном
журнале The Wire (тоже распространяется по всему миру). Ведущий
английский специалист по этно-музыке Charlie Gillett неоднократно
играл треки Волги в своей программе на BBC, а так же включил
один трек в двойной международный сборный CD, который он продюсирует.
Новый английский лейбл Lumberton Trading Company предложил
издать следующий альбом Волги. На очереди сборник ремиксов
на Волгу, а так же компиляция "Selected Works",
которая делается для немецкого лейбла Lollipoppe Shoppe. В
прошлом году Волга выступала на фестивалях в Сибири и Алтае,
а так же в Финляндии, Франции, Словении, Таиланде. В этом
году планируются выступления в Польше и Германии. У F.R.U.I.T.S.
в прошлом году вышел CD "Forbidden Beat" на австрийском
лейбле Laton, куда вошли преимущественно концертные записи,
сделанные в последние годы на выступлениях в России и в других
странах. Уже в 2005 дуэт неоднократно выступал в Москве и
Петербурге, а так же в Киеве и Вене. Планируется выступление
на фестивале Garage (Stralsund, Germany) в августе.
- Этим летом ты участвовал в фестивалях
в США и Канаде. Что это были за фестивали и нашел ли ты для
себя что-то интересное в творческом плане?
- В Чикаго я выступал сольно в небольшом
зале польской школы, в районе Ukranian Vilage. Как выяснилось,
этот зал - центральное место в Чикаго по экспериментальной
музыке (не считая клуба Empty Bottle), куда съезжаются люди
из других городов и даже из Канады. Было 120-150 человек,
в основном американцы. Но были и русские, человек 10 (мои
друзья и какие-то незнакомые). Я играл live под свой фильм
"Вручение дипломов", затем диджейстовал на основе
русской электроники, потом отвечал на вопросы и продавал диски.
Все прошло на редкость успешно. В Монреале был ежегодный фестиваль
Mutek, на котором представлена разная электроника (от экспериментальной
до танцевальной), видеоарт и всякая мультимедиа. Также там
проходят круглые столы на разные темы. Я был участником одного
из них (о новых рынках – Россия, Лат. Америка, Китай для электронной
музыки). Я выступил на мероприятии Le Placard – в специальном
помещении публика и музыканты слушают и играют в наушниках.
Все это (аудио, видео, информация и т.д.) транслируется по
Интернету в реальном времени на другие страны. За три дня
было представлено 60 проектов. Также принял участие в перформансе
австрийского музыканта Франца Помассла на одной из сцен фестиваля.
Для всего фестиваля задействовано 5 сцен в разных помещениях
и в разное время. Музыканты, естественно, из разных стран
мира…
- Ты упомянул кинофильм «Вручение
дипломов». Кино вошло в сферу твоего творчества?
- Скорее постепенно входит. «Вручение дипломов»
- это фильм из серии home – video. Я снял выпускной вечер
своей дочери на сломанной видеокамере и применил эффект замедления.
В результате непрофессиональный фильм приобрел некоторое художественное
значение. Такие фильмы без звука мы используем иногда на концертах
с финским музыкантом А. Никкела.
- Когда-то ты забросил гитару и
посвятил себя электронике. Не кажется ли тебе, что сейчас
есть ощущение кризиса электронной музыки в смысле отсутствия
прорывов, новых подходов?
- Гитару я не забрасывал, и продолжаю на
ней играть. Не так много как раньше, но тем не менее. Сейчас
кризис ощущается во всей музыке, не только электронной. Вообще,
мне кажется, музыка в традиционном понимании постепенно умирает.
Электроника в меньшей степени подвержена кризисным явлениям,
поскольку там как минимум идет технологическое развитие, которое
неизбежно открывает перед музыкантами дополнительные возможности.
С другой стороны, в экспериментальной музыке в целом постоянно
имеет место различный поиск (в отличие от мейнстрима) - синтез
стилей, жанров и традиций на базе электроники, переосмысление
и переработка прошлого, наконец. Это в итоге неизбежно дает
новые результаты.
- Часто музыканты чувствуют себя
самодостаточными и редко бывают на концертах, мало слушают.
В последнее время были у тебя моменты открытия новых имен
в музыке?
- Я слушаю много разной продукции, иногда
бываю на концертах (на фестивалях как минимум). Не могу сказать,
что за последнее время сделал какие-то глобальные открытия,
но услышал достаточно много интересного и качественного материала.
Из музыкантов, чье творчество мне в той или иной степени интересно
в последнее время, я бы выделил: Christian Fennesz (Austria),
Phillip Quehenberger (Austria), Franz Pomassl (Austria), Leif
Elggren (Sweden), CM von Housswolf (Sweden), Jeff Surak (USA)
и российских: Benzo, CD-R, Lazyfish, Metro NM.
- Как ты оцениваешь то, что происходит
сейчас с освещением музыкальных событий в средствах массовой
информации и что должно быть в идеале?
- Ситуация за последнее время практически
не изменилась. Главная проблема - это отсутствие специализированных
изданий, программ и т.д. Есть Интернет, но его все еще не
хватает.
Сергей Горцев
|