Интервью:
"Это вам не лезгинка…"
(Интервью с лидером группы "Пикник"
Эдмундом Шклярским )
Где
чаще всего встречаются знакомые, живущие в разных городах?
Конечно, на вокзалах. С Эдмундом Шклярским мы сидим в уютном
кафе питерского вокзала "Московский". Как всегда
его никто не узнает, хотя слово "Пикник" знает всякий
уважающий себя меломан. Скромность и интеллигентность всегда
выгодно отличали Эдмунда Мечиславовича от коллег - музыкантов.
Мы долго не виделись и вопросов было много. Первый из них
напрашивался сам собой:
- У тебя в этом году личный юбилей. Оглядываясь
назад, какие события в твоей творческой жизни ты бы выделил
прежде всего?
- Все началось с того, что в детстве я услышал "битлов"
и "роллингов". Это было очень сильное воздействие.
Возможно, если бы это были другие исполнители, все сложилось
бы как-то иначе. А так в 8 лет родители подарили мне гитару,
у нас сам собой возник ансамбль из двоюродных братьев… Первый
альбом, "Дым", записанный в 1982 году, был также
очень важен для нас, потому что он разошелся по стране, про
нас узнали… Потом удалось выпустить на "Мелодии"
нашу пластинку "Иероглиф" - это было что-то невероятное!..
Ведь до этого "Пикник" был под запретом, нас чехвостили
в газетах… Стала меняться политическая ситуация - перестройка,
- мы поехали с концертами по стране… Для нас был очень важен
этот переход от любительской группы в ранг профессионалов.
- Ты как-то говорил, что первый альбом
- определяющий, будь то "Битлз", "Лед Зеппелин"
или "Пикник". Какие принципиальные вещи, подходы,
заложенные в альбоме "Дым", вы продолжаете сегодня?
- Некоторые песни с этого альбома очень
точно отражают наш внутренний мир, и мы до сих пор их исполняем.
Я и сегодня мечтал бы написать песню "Ночь" (улыбается).
Удачное сочетание мелодичности и оптимальной аранжировки -
там это было и это по-прежнему важно для нас. Если говорить
о текстах, то по-прежнему хочется, чтобы были не просто удачные
слова, но какой-то подтекст.
- На последнем альбоме "Пикника"
"Королевство Кривых" есть фотография, на которой
видны лица всех, кто причастен к группе. Кто из них повлиял
на творческое лицо "Пикника" в большей степени?
- Ну, роль всех без исключения музыкантов
очевидна. Скажем, бас-гитарист Сизов. Он играл у нас только
на "Танце Волка" - но это был он и никто другой!
Когда мы поехали на первые гастроли, у нас не было барабанщика,
его функции выполнял компьютер. Его роль также очевидна (смеётся).
Из немузыкантов я бы отметил известного ленинградского журналиста
Михаила Садчикова - он стал писать о нас первые статьи в газете
"Смена", помог с выпуском первой пластинки…
- Кажется, Сизов не значится на обложке
альбома "Танец Волка", по-моему, там только ты и
Леонид Кирнос…
- Он указан, но только на виниловой пластинке.
А для выпуска CD-версии мы его уже не привлекали.
- Эдмунд, знаю, что вы объездили всю
Россию. Вы продолжаете вести учет городов, где побывали?
- Да, статистику продолжаем вести. Недавно
открыли для себя новый город - Йошкар-Ола, это - уже 210-й
город, где мы побывали с гастролями. Как ни странно, чаще
всего мы бывали во Владивостоке. Вне бывшего СССР мы выступали
с концертами в Японии, Израиле и Германии. В последних двух
- потому что там много русскоговорящих граждан.
- Когда мы как-то говорили с тобой о
предыдущем альбоме "Тень Вампира", я посетовал,
что он довольно однообразен музыкально. Прослушав "Королевство
кривых", могу отметить, что такого разнообразия звуков
не было никогда. Чего стоит только последняя композиция "Aianostre"!
Кстати, расскажи, как она возникла?
- Твое мнение сейчас ценно и важно для меня,
поскольку сам оценить свою работу не могу - слух "замыливается"
от непрестанного слушания. К записи альбома мы приступили
после встречи со съемочной группой сериала. Они хотели использовать
нашу старую песню "Я - пущенная стрела", а я предложил
им "Королевство Кривых". Разговор был в мае, год
назад. В июле мы отправили им демо, наши идеи подошли. Потом
мы обсудили ситуацию в группе и решили не откладывать запись
нового альбома… Что касается последней песни, то это очередная
попытка использовать музыку Баха (первая была на альбоме "Иероглиф").
Сама по себе фраза "Aianostre" ничего не означает,
а по-польски переводится как "я тру нос" (улыбается).
- Мне особенно понравились песни "У
шамана три руки", "И летает голова", "Королевство
Кривых", "И всё…". По-моему, тебе удалось по
своему точно передать атмосферу сегодняшнего дня, его неопределенность
и зыбкость. Взять, к примеру, строчки:
Обещали, что не будет тоски -
ни в жизнь.
Раскачали под ногами асфальт -
держись!
И летает голова то вверх,
то вниз, -
Это вам не лезгинка,
а твист!
- Вообще, задачи такой не стояло - впрямую
передать сегодняшнюю атмосферу (улыбается). Конечно, она как-то
проявляется в наших песнях - опосредовано. Разумеется, я в
той или иной степени осознаю бездуховность, особенно когда
смотрю на "голубой экран". Конечно, я тоже с горечью
наблюдаю за всем происходящим…
- Твоя музыка звучит в новом детективном
сериале. Мне показалось, что фильм сделан профессионально,
что сейчас редкость. Как возникла идея вашего участия?
- С режиссером сериала (его фамилия Якимчук)
меня познакомил другой режиссер, который еще в 1991 году снимал
нас для телевизионной передачи "Поп-антенна". Поначалу
у сериала было другое название, но потом телевизионщики сами
предложили утвердить название нашей песни, т.е. "Королевство
кривых". Фильм я не могу оценивать как зритель - сразу
вспоминается атмосфера озвучания и кое-что другое.
- Сегодня многие используют в музыке
компьютерные технологии. Каково твое отношение к компьютерному
звуку?
- Без компьютера альбомы "Иероглиф"
или "Пить электричество" просто не могли бы существовать!
Во время их записи компьютерными забавами мы натешились вдоволь…
Сейчас есть идея ввести компьютерные технологии в концерты,
чтобы играть те песни, которые исполняться пока не могут.
Говоря о компьютерной технологии и музыке надо понимать, что
есть "самоиграйки", а есть электронный звук, необходимый
для решения определенной задачи. Звук часто "сидит"
не в голове, а в клавишах. В таком случае аранжировка отталкивается
от найденного звука компьютера. Так что к компьютерному звуку
я отношусь очень хорошо.
- Ты обычно участвуешь в сведении записей,
в её продюсировании? Я это к тому, что в целом звучание альбома
довольно приличное, особенно хороши гитары. Но меня удивило
отсутствие низких частот при записи ударных. Я помню, как
"низы" были фирменным знаком "Пикника"…
В той же песне "Ночь" особая атмосфера создана во
многом благодаря упору в звуке на низкие частоты.
- Когда мы писали "Танец Волка",
"низы" грузили так, что динамики разрывались. С
тех пор у меня определенные опасения перегрузок. Я считаю,
что слушатель на своем аппарате сможет добавить низких частот,
если ему мало. Мне важнее техника игры, чем наличие тех или
иных частот.
- В последнем альбоме участвуют твои
дети (что называется, дожили). Дочь написала тексты к двум
песням. Это желание папы, желание дочери, а может быть, желание
мамы?
- Алина давно пишет стихи, какие-то строчки
мне нравятся. Папа пригласил дочь к участию в альбоме - не
наоборот! (смеётся) Кстати, песня "Ветер лилипутов"
войдет в новый фильм режиссера Мухаметджанова "Три пожара".
Были ее песни и на предыдущем нашем альбоме.
- Опять-таки вспоминая былое: ты говорил,
что все открытия в музыке завершились для тебя где-то в 1977
году, когда записали последние альбомы "Лед Зеппелин"
и "Джетро Талл". В музыке продолжается кризис?
- Чудес, музыкальных откровений уже быть
не может. Музыка неразрывна со временем. Если бы "Иероглиф"
появился сегодня, он не произвел бы такого эффекта, как 20
лет назад. А интересные события… В начале этого года мы разговаривали
по телефону с Яаном Андерсеном из "Джетро Талл",
и он сообщил мне, что воссоединились "Cream" и дали
4 концерта. Вот это для меня событие! Мне давно очень нравится
эта группа.
- Мне кажется, "Пикник" - одна
из немногих групп, которой удается, общаясь с шоу-бизнесом,
все-таки сохранять свое творческое лицо. Насколько контракты,
гастроли влияют на тебя лично? Нет ли ощущения усталости?
- Состояние усталости - оно обычно внутреннее.
Слава богу, у нас нет долгосрочных обещаний никому. Понимаешь,
мы очень хотели заниматься этим - музыкой, записями, концертами
- и это получилось. Я могу этому только радоваться! Конечно,
мы стараемся не превращать наше дело в конвейер. А поездки
нам даже нравятся. Впрочем, есть исключение: наш ударник Леня
Кирнос - домосед. Он даже отказался однажды по случаю слетать
в Италию.
- Ты как-то оцениваешь качество ваших
концертов? (Да, мол, сегодня хорошо получилось!) Если да,
то какие у тебя критерии хорошего или плохого выступления?
В какой аудитории чувствуешь себя более комфортно?
- Мы не стараемся особенно анализировать
прошедший концерт за исключением ситуации, когда случается
нечто, выходящее за рамки (например, что-то свистело или отключилось).
Бывали правда раньше несколько концертов, о которых стыдно
вспоминать. Они, как правило, совпадали с чьим-то днем рождения
со всеми вытекающими от этого факта последствиями. Поскольку
те, кто в зале приходят не на какой-то абстрактный концерт,
а на концерт "Пикника", то дискомфорт исключается
по определению. Дискомфорт мы скорее можем ощущать в ситуации,
когда выступаем при слишком ярком освещении (получается что-то
напоминающее медосмотр).
- Какая твоя реакция на ту вакханалию,
что происходит сейчас на радио, ТВ, в газетах? Чего стоит
одно только реалити-шоу "Дом-2"…
- Мне кажется, должен быть худсовет. В этом
нет ничего страшного. При цензуре творили Пушкин, Толстой,
Достоевский… Если пишущий и показывающий народ не понимает,
что можно и что нельзя показывать, то нужно вводить цензуру.
Другого выхода нет. Иначе скоро под маркой реалити-шоу начнут
показывать "расчленёнку" и каннибализм…
- Да, но сразу кто-то начнет склонять
слово "свобода"…
- А при нынешней свободе, как ни странно,
достижений в искусстве нет никаких! Даже талантливые режиссеры
потерялись…
- Ты уже очень долго на сцене. На рок-сцене.
"Живые" выступления, громадные децибелы. Далеко
не все выдерживают. Многих уже нет с нами. Повальное увлечение
алкоголем, наркотиками - это тяжелый крест музыканта, то с
чем надо смириться, или это слабость конкретного человека?
- Кто дожил до сегодняшних дней, не позволяют
себе эти шалости. А в молодости чего же не выпить, если зовут
(улыбается). Потом начинаешь эти приглашения прореживать…
Я сейчас этим делом не увлекаюсь. Но полностью исключить алкоголь
трудно. Я, например, за всю свою жизнь не видел ни одного
музыканта, который бы не выпивал. Разве что - Петр Трощенков,
игравший раньше в "Аквариуме". Он вроде бы вел более-менее
здоровый образ жизни.
- Иногда говорят, что творческий человек
обречен на одиночество и непонимание окружающих, что он заведомо
человек не от мира сего. Соответственное к нему отношение.
Ты ощущаешь это применительно к себе?
- Прочитал недавно про Менделеева… У него
было особое дупло в дереве, куда он залезал работать, особенно
когда ссорился с женой. Одевался как-то необычно… Наверное
ученому такое чудачество может сойти. В искусстве же изолированно
жить и творить никто не хочет. Все мечтают об аудитории.
- В последние годы музыканты начали более
вольно обращаться с текстами. К "Ленинграду", Е.
Летову присоединились Земфира и еще легион. Как ты относишься
к использованию ненормативной лексики (а, проще, мата) в официальных
записях рок-музыкантов?
- Сложный вопрос. С одной стороны, публично
выслушивать матерщину при детях - это все равно что присутствовать
при кровосмешении. Но я понимаю, что бывают случаи, когда
материться просто необходимо - например, поднять отряд в атаку…
Но в остальных - это недопустимо! То есть, очень важна цель,
мотивация… Или вот слушал как-то песню группы "Бахыт
Компот". Так там было все сделано с таким юмором, что
мне даже понравилось.
- Как ты прокомментируешь орфографическую
ошибку в названии песни на обложке диска и в видеоприложении?
- Это продолжение тех ошибок, которые случались
у нас на предыдущих альбомах. Я к ним отношусь спокойно, но
только если это не касается написания фамилий. При оформлении
какой-нибудь серьёзной работы всегда требую, чтобы нам заранее
прислали на согласование все фамилии.
- Последний вопрос. Прошло пять лет с
твоего последнего приезда в Смоленск вместе с Сергеем Ворониным.
Не затянулась ли пауза?
- С сожалением отмечаю наши с тобой безрезультатные
переговоры последних лет… Знаешь, мне всегда нравится ходить
пешком. По Смоленску, мне кажется, можно ходить и ходить -
есть много интересных мест. Один ваш Собор чего стоит! Конечно,
с удовольствием приехали бы еще раз.
Сергей Горцев
май, 2005г.
|