Интервью:
Иван Соколовский: "На дорогие концерты я не хожу".
В середине мая умер талантливый московский
музыкант Иван Соколовский, известный по выступлениям в составе
групп: "Ночной проспект", "Центр", "ДК".
В память об Иване мы публикуем интервью, которое он дал во
время своего последнего приезда в Смоленск в феврале 2003
года.
В
одной из центральных газет его назвали "гуру отечественной
электронной музыки". После недавнего концерта московской
группы "Ночной проспект" в смоленском клубе "Спайдер",
Иван Соколовский ответил на вопросы нашего корреспондента.
Поскольку участники диалога давно знакомы, беседу отличала
искренность и непринужденность.
- Иван, в последний раз ты выступал в Смоленске в 1991
году. Что произошло потом, как развивалось твое творчество?
- С подачи Василия Шумова я активно занялся музыкой в стиле
нью-эйдж, которую тогда никто у нас не делал. В 1992 году
создал электронный этно-проект "Ятха" с горловым
певцом А.Кувезиным. Это была, по сути, первая этно-электроника
в России. Параллельно я делал эйсид-джаз проект "Soft
animals". Помню, по опросу журнала "Play" он
вошел в десятку лучших эйсид-джазовых проектов мира. Вышло
4 пластинки с Аркадием Семеновым ("Солдат Семенов").
Кроме того, вышло несколько моих работ на фирме "Экзотика".
Последняя из них, "REGREDIMUR", появилась год назад
небольшим тиражом, и он уже весь распродан. То есть все эти
годы я занимался тотальными экспериментами, попытками сделать
новую музыку. Я увлекся звукоинженерией, и весь звук полностью
делаю сам...
- Твои достижения выглядят необычно, учитывая, что ты
пришел в музыку из академической науки...
- Ты прав, "Ночной проспект" мы с Борисовым организовали
будучи аспирантами, когда писали диссертации. Я - по философии,
Леша - по истории. Наша группа тем и уникальна, что мы сознательно
выбрали некий интеллигентный путь в музыке - без угара, без
мата, без того, что делал, например, Гарик Сукачев. И многим
это нравилось, нравится до сих пор, хотя "Ночной проспект"
не существует уже больше 10 лет.
- Ты писал даже некие теоретические статьи о развитии рок-музыки...
- Когда-то во времена максимальной популярности рок-музыки
в журнале "Контркультура" я поместил статью, в которой
предсказывал, что русский рок сменится некими танцевальными
проектами, что на его место придет "электроника с драйвом".
Я писал, что рок условно можно разделить на три составляющие:
"крутые" тексты - драйв - кайф. Драйв перейдет к
электронике, крутые тексты станут примитивными, кайф - категория
производная. Все это я предсказывал лет десять назад. И, как
видишь, мои предсказания сбылись (улыбается).
- Не могу не спросить о том времени, когда ты сотрудничал
с такими известными составами, как " Центр" и "ДК".
- Я услышал "Центр" в 1983 году, и это была для
меня целая революция - я впервые встретил песни такого уровня
на русском языке. " Тяга к технике" был любимым
альбомом, я его слушал целый год. Когда позже встретился с
Шумовым, он был для меня каким-то небожителем. В 1989 году
Вася предложил мне поиграть вместе, и я, конечно, согласился.
Мы сотрудничали около года до тех пор, пока он не уехал в
Америку.
С "ДК" примерно такая же ситуация. Я очень ценю
Жарикова за его концептуальность и интеллектуальность. Иногда
он просил меня помочь в какой-либо записи. Вряд ли стоит говорить
о том, что я что-то дал "Центру" и "ДК",
скорее они оказали влияние на мое творчество.
- Однажды ты удивил многих, заявив, что
богатым людям нужна своя музыка, что это "несчастный
народ". Ты предлагал "делать музыку для богатых".
Это твое суждение не изменилось со временем?
- Сейчас богатых стало больше, и они стали побогаче. С другой
стороны, и проблем у них больше. Я часто общаюсь с такими
людьми и могу делать выводы. Они не верят ни в какие искренние
порывы. В общении с любым человеком они естественно подозревают
стремление вытянуть из них деньги. И это как стена отделяет
богатых от окружающих. Это большая проблема. Но это их проблема.
Деньги многое дают, но многое и отнимают.
- Богатым действительно нужна своя музыка?
- Я недавно жил в Барвихе в четырехэтажном особняке своих
знакомых. Они каждый день косили свои газоны. Я посмотрел
на это дело и свой альбом решил назвать "Новые ботаники
в Барвихе" (улыбается).
- Твою музыку они воспринимают?
- Да нет, ты что? Моя музыка недоступна им в принципе. Их
музыка - та, что в телевизоре. Если сейчас Пугачева контролирует
ТВ - они пойдут на нее, если завтра будет кто-то другой, они
пойдут на него. Им все равно. Для того, чтобы разобраться
в чем-то, надо время и надо чувствовать какой-то голод. У
богатых есть деньги, а желаний часто нет. Богатство, по-моему
- это особый вид помешательства. К примеру, богатые не покупают
дешевые пиратские диски за 2-3 доллара, а покупают такие же
за 50 долларов (смеется).
- Как ты оцениваешь состояние культурной жизни в сегодняшней
Москве?
- Мне трудно судить в целом, т.к я вращаюсь в определенных
узких кругах альтернативной культуры, где есть свои ценности.
С одной стороны, сейчас много клубов, где можно выступать
. И ситуация лучше, чем, например, в Париже, где вообще нет
ни одного(!) клуба. С другой стороны, востребованность альтернативной
музыки невысока, и приходится постоянно что-то кому-то доказывать
и в чем-то убеждать.
- Сейчас в столице много всяких концертов, приезжают великие
музыканты. Ты посещаешь подобные мероприятия?
- Нет, на дорогие пафосные концерты я не хожу. Хотя, говорят,
здорово выступили Р.Плант, Дж.Браун... Понимаешь, посещение
концертов часто губительно для музыканта. Помню, вместе с
В.Шумовым мы были на концерте " Pink Floyd" в Москве.
Так вот, вышли мы все в слезах и потом несколько месяцев не
могли ничего делать. Музыка гениев подавляет музыкантов. То,
что хорошо для обыкновенного слушателя, часто плохо действует
на музыкантов. Наверное, поэтому многие музыканты избегают
бывать на концертах.
- Кстати, общаешься ли ты с кем-то из своих старых друзей
времен рок-лаборотории?
- Понимаешь, какая штука. Вот лет 10 назад я виделся с Петром
Мамоновым. Он, немного свысока, начал что-то говорить о моих
работах. "Твоя музыка давит на меня," - сказал он.
"Хорошо, - ответил я, - свой альбом так и назову - "Давление"
(улыбается). Вообще, многие творческие люди - они как
бы в скорлупе, до них трудно достучаться. Ты к ним можешь
прийти, они к тебе - никогда. Как с ними тогда общаться? Такая
же история с Кинчевым, Сукачевым. С другой стороны, их тоже
можно понять. Моя давняя знакомая, милейшая Жанна Агузарова,
в булочную не может сама выйти, не может сесть в метро, не
может ехать не в заказанном такси. И список таких "не
может" очень большой. Для общения с людьми ей необходим
посредник.
- Ты считаешься специалистом в области электронной музыки.
Можно ли выделить какие-то тенденции в этом направлении?
- Я никогда не интересовался чистой электроникой. Мне важно,
чтобы присутствовали живые инструменты. Сейчас происходит
революция в компьютерном звуке, и люди просто не успевают
следить за ежедневным появлением новых компьютерных программ.
Возможности безграничны, и народ просто теряется. Начинаются
разговоры не о музыке, а о покупке нового процессора, софта,
хард-диска и т.д и т.п. То есть сами музыканты говорят больше
на технические темы. Технологии развиваются в сторону экспериментальной
музыки. Там возможности неограниченные. У нас же весь прогресс
часто сводят к умению "выправить" голос, подстроить
ритм какой-то очередной "звезде". Вложить уйму денег
в какого-то Баксова", чтоб получить Баскова. Ты заметил,
что у нас на телевидении внешность -
первейший залог успеха? Не талант, не музыка, а внешность?
Разве можно представить на нашей сцене музыканта или певицу
с внешностью Монсерат Кабалье? В лучшем случае - какие-то
некрасивые девушки кричат о каких-то своих проблемах. При
этом они подаются в виде противопоставления поп-культуре.
Хотя цель обоих явлений одна и та же - коммерческая раскрутка.
- Ты согласен, что музыка, звучащая сегодня на FM-радио
и телевидении - это какой-то ужас?
- Это не ужас, это психическая патология, болезнь. Возможно,
я сгущаю краски, но мне кажется, в стране очень много реально
больных людей. И кроме всего прочего, их сознательно зомбируют.
Для меня это достаточно явное явление. Еще Маркузе описал,
как из людей трехмерных можно делать людей одномерных. К сожалению,
для многих очевидно, что радио и телевидение контролируются
группой людей, имеющей определенные цели...
- Давай о другом. Недавно исполнилось 70 лет Йоко Оно,
известной своим видением искусства и музыки, в частности...
Ты согласен с теми, кто считает ее влиятельной фигурой XX
века?
- Как-то прочитал, что при составлении "Белого Альбома"
Леннон вместо мелодичных талантливых песен Харрисона поставил
"Революцию 9". Сначала я возмутился, но потом подумал
о том, что Леннон впервые сделал шумовую музыку и заставил
всех задуматься. Конечно, без влияния Йоко это было бы невозможно.
Если бы не она, было бы у "Битлз" еще пара попсовых
альбомов с песнями Маккартни. Под влиянием Йоко музыка "Битлз"
и Леннона стала значительно разнообразнее и прогрессивнее.
Это факт.
- В завершение несколько высокопарный вопрос - что сейчас
тебя греет и заставляет сочинять музыку?
- Во-первых, я ничем другим заниматься уже не могу. В мои
40 лет пойти торговать? Бесполезно. Мне просто нравится делать
то, что я делаю. Например, сейчас одна московская фирма предложила
сделать мастеринг сорока(!) неизданных концертов "Led
Zeppelin" . Представляешь?! Мне это очень интересно,
тем более, я люблю работать с компьютером. Мой знакомый размещает
мои альбомы в Интернете. Альбом "REGREDIMUR" занял
27 место в американском параде Международной Музыкальной Академии
(UMA) в разделе "нью-эйдж". Дома есть куча отличных
записей Дрейка, С.Летова, французских музыкантов. Работы море...
Это и есть главный стимул.
- Как тебе клуб "Спайдер", в котором вы выступали?
- Очень приятное и стильное место. Клубов такого уровня и
в Москве немного. Спасибо за приглашение еще раз побывать
в Смоленске и надеюсь, этот концерт не был последним.
Сергей Горцев.
|