Интервью:

В.Шумов: «В кризисе всё, в том числе и электронная музыка»

(Интервью музыканта редактору «Тектоники»)

Итак, вот она, Калифорния. Западный штат США. Первый регион на DVD-карте…
Почти 30 С. И небо здесь какое-то необычно голубое, и губернатор удивительно знакомый – А. Шварценеггер. Вдоль дороги – цепочка пальм, символ райской жизни. За рулем автомобиля (VW «New Beetle») – Василий Шумов, лидер некогда известной московской группы «Центр». Он по-прежнему сочиняет музыку и выпускает альбомы. Они всё так же оригинальны, будоражат воображение и не вписываются в общепринятые рамки. Последний альбом вышел в апреле 2005 года и называется «Регион 5».
На правах старого знакомого включаю диктофон. Наша неторопливая беседа прерывается только у перекрестков, когда Шумов внимательно смотрит по сторонам и в зеркало заднего вида.

- Василий, не так давно тебе исполнилось 45 лет, из них 25 ты активно занимаешься музыкальным творчеством. Наверняка за это время произошли важные для тебя события. Какие из них ты сегодня выделил бы?

- Я бы выделил появление доступных компьютерно-электронных технологий в середине 80-х годов. Хотя в целом для меня важно то, что делаю сейчас, а не то, что происходило когда-то. С этих позиций важен последний альбом "Регион 5" и то, что появляется на сайте www.c-e-n-t-e-r.com.

- А разве твой переезд из России в США в 1990 году нельзя назвать важным событием?

- Вряд ли. На суть моего творчества он никак не повлиял. Не так важно, где человек находится, важно, что он из себя представляет.

- Большинство музыкантов твоего поколения советского еще времени (БГ, Кинчев, Сукачев, Хавтан) довольно успешно вошли в прямое общение с шоу-бизнесом, заметно растеряв при этом свой творческий потенциал. Пожалуй, только ты, П. Мамонов и А. Борисов идете своим особенным путем. Но даже на фоне последних ты выделяешься: ведь ты не только сочиняешь и исполняешь, ты еще сам продюсируешь свое творчество и сам распространяешь. Это вынужденная мера или так, в принципе, и должно быть у тех, кто сегодня решает серьёзно заниматься творчеством ?

- В моем случае важно и то, и то. Ведь по сути мое творчество экспериментальное. Заметь, изменилось сама концепция музыкальной группы. Теперь совсем необязательно жить в одном городе и даже в одной стране. Современные коммуникации это позволяют. Если помнишь, впервые Интернет, как способ связи музыкантов, использовался в альбоме "Пластикозаменитель" в 2000 году. Забавно, что интерес к новым технологиям у меня проявился очень давно, с раннего детства. Еще когда был маленьким в Москве, мне дико нравились посещения ВДНХ, международных выставок в Сокольниках и Политехнического музея. Так что все, что сейчас происходит - это реализация моего личного интереса. Тяга к технике осталась и, как видишь, развилась! (смеётся)

- Знаю, что ты занимаешься еще фотографией и киносъемками. Музыка по-прежнему на первом плане?

- Сейчас фото, видео, музыка, анимация имеют общую цифровую основу. Поэтому разделить их невозможно. Мне интересно всё. То, чем я занимаюсь – это единое целое.

- Когда ты в последний раз и как долго разговаривал на русском языке?

- Не помню. Без русского языка обхожусь иногда много месяцев подряд. Какого-то регулярного , продолжительного общения нет.

- Я это к тому, что ты живешь в США довольно изолированно, не считая преподавательской деятельности. У тебя есть потребность общения с русскоговорящей аудиторией?

- Вопрос в том, с кем говорить и о чем говорить! Вариантов не так много. И не важно, на каком языке - русском или английском.

- Но тексты у тебя на русском…

- Это потому, что русский язык - это родной язык, и я его лучше чувствую.

- Твой предпоследний альбом "Молодой На Молодой" вышел в 2003 году. Какова была реакция на его появление? Было ли что-то необычное?

- В основном, отклики приходят по электронной почте. В большинстве своем, отклики положительные. Очень важен сам факт получения таких откликов. Потому что произведение искусства состоялось только тогда, когда дошло до слушателя или читателя. Если отклики есть – значит произведения получили собственную судьбу. Творчество не должно уходить в пустоту.

- Для тебя важно, насколько отклики подробные - две строчки или два листа?

- Мы живем во времена минимализма и компактности, двух-трех предложений, нескольких фраз. Маловероятно, что кто-то в здравом уме будет пересылать по Интернету многостраничные рецензии.

- После выхода альбома "МНМ" ты дал несколько концертов в американских клубах. Причем на сцене ты был вдвоем с гитаристом Фаст Фредди, и песни на русском шли в сопровождении твоих же видеоклипов с английским текстом. Расскажи подробнее.

- Мы выступили в трех американских клубах в Сиэтле, Бостоне и Нью - Йорке. Важно, что мы играли вживую электронную программу, используя видеоряд, связанный по тематике с песнями. Радовало, что на концертах были и люди, досконально знающие "Центр". Организацией концертов занимались ребята из русскоговорящих общин, которые есть во многих крупных городах США.

- После альбома "МНМ", где много красивых гитарных звуков, в этом году вышел электронный альбом "R 5". Твоя электроника большинством воспринимается гораздо труднее, чем гитары. Ты это заметил?

- Не заметил. Я вообще все альбомы стараюсь делать "с чистого листа", как в первый раз, не оглядываясь назад.

- Всё-таки мне показалось, что твой 33-й (!) альбом "R 5" - это как бы итог определенного электронного периода твоего творчества. На это наталкивают ассоциации в музыке с прежними альбомами, прежде всего с "Крапивным Пламенем" и "ТНТН". Эти ассоциации подтверждают твои же слова о том, что электроника в кризисе и повторяет сама себя. Я не прав?

- Говоря о том, что электронная музыка в кризисе, я имел ввиду то, что это - часть общемирового кризиса. Всё в кризисе, в том числе и электронная музыка. А насчет ассоциаций, то это все субъективно. На сайте www.centromania.com есть специальный раздел, где обсуждаются альбомы "Центра". Там разные индивидуальнве мнения.

- В последнем альбоме 15 трэков. Показалось, что наряду с очень сильными, - "Поиск истины", "Флаг", "Вотебена", есть и проходные вещи. Кажется, если бы в альбоме было 9 - 10 трэков, это повысило бы его общий уровень. Как вообще ты составляешь альбомы, есть ли какие-то исходные позиции? Ты по-прежнему издаешь абсолютно все, что сочиняешь?

- По разным причинам "R 5" я записывал дольше обычного. Начал его летом 2004 года и вот только в апреле закончил. Кроме того, я занимался сайтом www.c-e-n-t-e-r.com. Исходная позиция при записи альбома - моя интуиция. В этот раз она подсказала, что 15 трэков вполне достаточно. Другое дело, что каждый записанный трэк я тут же выкладывал на сайте для свободного скачивания. По мере продвижения записи некоторые композиции уточнялись, пересводились. При таком подходе слушатели могут следить как создается альбом, как идет процесс записи после появления нескольких первых опусов стали поступать комментарии, мнения и пожелания, что невозможно при традиционной записи альбома. Конечно, в альбоме появляются далеко не все записанные куски, дубли, наброски. В этом смысле, конечно, присутствует отбор. Если говорить об альбоме "R 5", то сначала появилась идея условно разделить мир по DVD - карте, когда записанный в одной зоне диск нельзя прослушать в другой. Показалось, что DVD-карта - это символ мира, в котором мы живем. Что эта DVD-карта и ее регионы наиболее точно отражает наш современный мир, разделяя его на регионы по уровню жизни, технологии, коммуникации. И эта идея была определяющей при записи "R 5".

- В целом твое творчество необычно и для многих непонятно. Можно ли те трэки, которые ты записываешь в последние годы, называть песнями? Может, их вообще по-другому назвать?

- Вряд ли стоит так все усложнять. Все-таки трэки длятся около 5 минут, есть начало, есть конец, то есть элемент завершенности. Текст и музыка дополняют друг друга. Я бы их назвал "современные песни".

- В "R 5" заметна твоя антиглобалистская позиция: "DVD-графия", "Милости просим", "Откуда пришла электроника". Не удержусь от вопроса немузыкального. У тебя, нет ощущения приближающегося коллапса, гибели цивилизации?

- Думаю, мы живем в условиях постоянного кризиса. И он всеобъемлющ. Например, везде идет расслоение людей на богатых и бедных, "верхи" и "низы"...

- Даже в США?

- Даже в США. Например, так называемый "средний класс" в Америке исчезает, уходит вниз со всеми вытекающими последствиями. Интуитивно чувствую, что то же происходит и в России.

- Ну, в России просто обвал расслоения! Как ты думаешь, чем это дело закончится?

- Здесь в Америке вряд ли будет украинский или киргизский вариант. Во-первых, в США живут очень просто - никто ничего не знает и знать ничего не хочет. Это своего рода изолированный мир, который беспрерывно восхваляет сам себя. Во-вторых, у людей абсолютно нет привычки смотреть в корень проблемы. Что скажут по ТВ, в кого и куда корпорации направят свои вливания, значит так тому и быть. Население энергично интересуется деньгами и своими личными семейно – бытовыми проблемами.

- Ты - создатель двух сайтов www.centromania.com, www.с-e-n-t-e-r.com. Чем они отличаются друг от друга и почему возникла необходимость создания второго сайта?

- Дело в том, что сайт www.centromania.com создан в 1999 году, основан на творчестве группы "Центр", он русскоязычный. Я тогда решил больше не выпускать дисков для направления их в магазины и всё выкладывать в Интернет для свободного скачивания. Сайт www.с-e-n-t-e-r.com появился в марте 2004 года. Это англоязычный сайт. Он основан на визуальном искусстве и использовании новых технологий. Это расширенный вариант коллективного видео Арт творчества, в которое сейчас вовлечено более 20 авторов из многих стран. И если сайт www.centromania.com посещает много выходцев из бывшего СССР, то аудитория www.с-e-n-t-e-r.com более разнообразная.

- Василий, в завершение хочу задать тебе несколько вопросов, которые часто задают любители твоего творчества, обращающиеся в Шумовклуб сайтов www.centromania.com и www.tektonika.ru. Где и кем ты сейчас работаешь и каков там твой рабочий режим?

- Я преподаю в одном из вузов Лос-Анджелеса. Курс включает в себя мультимедиа, дизайн, компьютерные технологии, то есть тематика совпадает с моими творческими интересами. Рабочие дни - примерно такие же, как у преподавателей в России, то есть 40 часов в неделю. Это время включает в себя лекции, практические занятия и время на подготовку к ним, а также исследовательскую работу.

- Последние прочитанные тобою книги и просмотренные кинофильмы?

- Название последней книги можно перевести на русский приблизительно так: "Фундаментальные основы программы "Maya 6". Это суровое и жестокое чтиво. А последний фильм - DVD-приложение к этой программе (смеётся). А если серьёзно, то мне очень любопытен новый фильм «Накойкатци» (NAQOYQATSI). Это 3-я часть из серии Кояаанискатци (KOYAANISQATSI) начатая в 80-е годы. Режиссер Джефри Рейджио, композитор Филлип Гласс. По стилю это смесь документального, созерцательного, концептуального кино. Практически все фильмы построены на искусстве монтажа.

- Твой любимый сайт в Интернете?

- Нетрудно догадаться что мне небезразличны два сайта: www.centromania.com и www.с-e-n-t-e-r.com.

- Какой последний альбом, зарубежный и российский, ты слушал?

- Я давно не слушаю альбомов в традиционном виде. Почти вся музыка родом из Интернета. Часто даже не ясно, кто является автором. В основном, это электроника. У меня по кабельному ТВ принимается одна из программ российского телевидения. Как только появляется какой-то музыкальный клип я сразу выключаю (смеётся)

- Это естественная реакция. А если бы у тебя была возможность посмотреть, к примеру, очередной спектакль Петра Мамонова, ты бы пошел?

- И сам бы пошел, и знакомых бы прихватил.

- "R 5" в оригинале это DVD или CD?

- "R 5" будет иметь две версии. Первая как CD уже вышла, и её можно скачать с сайта. Вторая как DVD будет отличаться от CD и будет близка по духу к тому, что размещено на сайте www.с-e-n-t-e-r.com.

- Кто такие Сергей Устинов и K Alex, принимавшие участие в записи альбома "R 5"?

- K Alex - это русский парень, живущий в Германии. Он участвовал в предыдущих альбомах "Центра", например, в "МНМ" – под именем А. Сусдорф. Сергей Устинов - тоже русский из Германии. Он откликнулся на анонс альбома в Интернете. Наше общение происходит только через Интернет.

- Смерть Папы Римского для тебя событие или нет?

- Ситуация вокруг кончины Папы подтверждает, что и сознание, и психология многих и многих людей остались на уровне Средневековья.

- Ты не был в Москве уже почти семь лет. Что должно произойти, чтобы ты приехал в Россию в обозримом будущем?

- Может быть, когда-нибудь что-то и произойдет. Как в сказке…

Тут часовая пленка в диктофоне закончилась. Почему-то вспомнились слова старой советской песни «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Неужели Василий Шумов больше никогда не выйдет на сцену московского ЦДХ?

Сергей Горцев
апрель 2005г.