Читать также:

Рецензии:
Калинов мост – «Ледяной поход»
Земфира– «Спасибо»
Гудимов– «Монополия»
Мумий Тролль– «Амба»
P. McCartney– «Memory almost full»
A.Borisov & A.Nikkila– «Where are they now»
AIR – «Pocket Symphony»
Ono – «Yes, I’m a Witch»
Центр – «Трамвайное депо», «Регион 5»
Madonna – «The Confessions Tour»
Машина времени – «Time machine»
Пикник – «Мракобесие и джаз»
Stream of Passion – «Live in the Real World»
Nelly Furtado – «Loose»
Сплин – «Раздвоение личности»
Ёлка – «Тени»
Центр – «Электронное видеошоу»
Ёлка – «Город обмана»
БИ-2 – «Молоко»
Madonna – «Confessions on a Dance Floor»
Daft Punk – «Human After All»
Cowboy Junkies – «Early 21st Century Blues»
Аквариум – «Беспечный русский бродяга»
Neil Young – «Prairie Wind»
Iggy Pop - «A Million in Prizes. The anthology»
Алиса - «Изгой»
Black Rebel Motorcycle Club - «Howl»
Океан Ельзи - «Gloria»
The Rolling Stones - «A Bigger Bang»
Robert Plant - «Mighty Rearranger»
P.McCartney - «Chaos And Creation In The Backyard»
Ringo Starr - «Choose Love»
Gorillaz - «Demon Days»
Calexico - «Hot Rail» (2000)
Coldplay - «X&Y»
ДДТ - «Пропавший без вести»
Мумий тролль - «Слияние и Поглощение»
Аквариум - «Zoom, zoom, zoom»
Пикник - «Королевство кривых»
Центр - «Регион 5»
Земфира - «Вендетта»
John Lennon - «Acoustic»
The Libertines - «The Libertines»
Rammstein - «Reise, Reise»
Ляпис Трубецкой - «Золотые яйцы»
Tom Waits - «Real Gone»
Donovan - «Beat cafe»
Торба-на-круче - «Час времени»
Федор Чистяков - «Ондатр»
«Пикник» + В. Самойлов - «Тень вампира»
А. Челентано – «Per Sempre»
Игги Поп – «Skull Ring»
Аквариум - "Песни рыбака"
Центр – "Молодойнамолодой"
Океан Эльзи – "Суперсимметрия"

Концерты:
Как я ходил на Led Zeppelin
«БУРЯ» зал волной накроет или ЛЮМЕН в Смоленске
«Первое свидание с Земфирой » (Концерт в Смоленске, декабрь, 2007)
«И вновь «Пикник» (Концерт в Смоленске, декабрь, 2007)
«Король и шут»: «Продавец кошмаров» для Смоленска (октябрь, 2007 г.)
«Аквариум» в индийских тонах (17 октября 2007)
«Роллинги» в Питере. 28.07.07 г. (заметки очевидца)
Интеллигентное шоу Малинина
Шоу должно продолжаться
Последний хиппи
Шестой визит «Центра» в Смоленск
«Максидром – 2006»
Юбилейный СКИФ
Беспечный русский БГ
Чары «Moonspell»
Дискография Высоцкого
Вместе с «Accept» в Хельсинки.
Музыкальный июнь: «Король и Шут» \ «ЧАЙФ»
Максидром - 2005 («Олимпийский», 21 мая, 2005 г.)
Триумфальная «Ария» (зал «Молодость», 26 февраля, 2005 г.)
"Мумий тролль" в Смоленске
Поцелуй иномарок («Би-2» на «Спартаке» 2.V.2004)
Дельфин в Смоленске
«Что-то соловьи стали петь слишком громко» («Аквариум» в Смоленске 30 марта 2004 г.)
Под знаком "Битлз"
Праздник непослушания. Несколько мнений о концерте группы "КОРОЛЬ И ШУТ"
"Эй, звезда рок-н-ролла!.."

Интервью:
«Стресс снимаем концертами»(Интервью с Э.Шклярским, декабрь 2007)
Борис Гребенщиков: «Я не настоящий рокер»
Рок сегодня – это попса с электрогитарами
«Revolution 9» – так, шумовой коллаж…»
Сергей «Чиж» Чиграков о «Битлз»
«А мне нормально…»
«Первую пластинку «Битлз» мне подарил Посол Индии»
«У многих «Битлз» вызывают антипатию» (А. Борисов)
Интервью Артемия Троицкого журналу «Play»
«Немузыкальный разговор» (интервью с Э. Шклярским)
"Вчера" (Первая жена Джона Леннона повествует об истории их любви и разлуки.)
Алексей Борисов: от Волги до Чикаго
Иван Соколовский: "На дорогие концерты я не хожу".(февраль, 2003 г.)
В.Шумов: «В кризисе всё, в том числе и электронная музыка»(апрель, 2005 г.)
"Это вам не лезгинка…" Интервью с лидером группы "Пикник" Эдмундом Шклярским (май, 2005 г.)
"Пикник": новый альбом, новые планы(июнь, 2003 г.)
«Аудитория всегда найдется…» (интервью с Василием Шумовым) (март, 2003 г.)

Ответный выстрел:
До новых встреч в эфире?
Наше, родное… Часть 2
Наше, родное…
Что слушаем? Что смотрим?
Флаг Вам в руки!
Дьявольские профессионалы
«Спасите наши души!»
А. Троицкий - "Я введу вас в мир... поп)"
Про «РОВЕСНИК»
Не дадим в обиду патриарха!
Все это рок-н-ролл?
Внимание: БГ и «Аэростат»
«Солнечный остров скрылся в туман…»
«Почем опиум для народа?»
Немного о грустном
Браво, "Браво"!

Интервью:

«Аудитория всегда найдется…»
(интервью с Василием Шумовым)

Интервью состоялось сразу после концерта Василия Шумова и Фаста Фредди в клубе «Контур» города Сиэтл. Программа называлась «Центр «тронулся» и это было первое выступление группы перед аудиторией за несколько последних лет.

- Василий, как прошел концерт, каковы ваши впечатления?

- Нам было интересно выступить впервые с электронной программой в клубе, где мы раньше не были. Мы не знали, как это будет восприниматься, т.к. не было каких-то репетиций. Мы просто пришли и сыграли. Это было очень интересно для меня.

- Следующий вопрос более глобальный. Что повлияло на ваш отъезд из России в США? Насколько то, что вы увидели здесь совпало с вашими ожиданиями?

- Отъезд не планировался заранее. Просто в конце 80х годов я попал в такую ситуацию, когда мне просто нечего было делать в Москве. Все мои знакомые увлеклись перестройкой. И с точки зрения моих увлечений, например, поэзией, у меня исчез круг общения. Я поехал в гости в Лос-Анджелес Так получилось, что здесь я и остался. Без особого какого-то планирования, без особой драмы. Ожиданий у меня никаких не было. Я раньше знал, что в Калифорнии делаются компьютеры. И это для меня было очень любопытно, т.к. я тогда увлекался всякими новыми техническими идеями. Поскольку все мои последние альбомы сделаны с применением компьютеров, эти мои ожидания полностью оправдались. Мне всегда было интересно включать новые технологии в свои альбомы.

- Чего вам не хватает в США по сравнению с Россией?

- Мне трудно ответить на этот вопрос. Пока у меня есть какие-то идеи, я в общем-то считаю себя самодостаточным. Я делаю концерты, записываю новые альбомы, делаю свой компьютерный арт. Поэтому проблем каких-то здесь нет.

- С мыслью о вашей самодостаточности и комфорте трудно свыкнуться. Когда я слышал ваши последние альбомы, показалось, что они созвучны с творчеством Егора Летова. Ваши тексты по прежнему остросоциальны…

- Мне трудно анализировать свое творчество. Мне кажется произведение искусства не существует, если оно не увидено или не услышано. Я не могу судить, насколько мои тексты остросоциальны или абстрактны. Тогда получится, что я критик, а не автор. Мне, например, интересна ваша оценка моих текстов.

- Как вы находите свою аудиторию и как вы получаете обратную связь?

- У каждого автора свой путь. Но я знаю, что пока я буду заниматься творчеством, аудитория всегда будет находиться. Так было всегда и это от меня не зависит. Размер аудитории не важен, важно чтобы она была и был какой-то обмен идеями, впечатлениями. Это и называется «жизнь в искусстве».

- Но ваша основная аудитория явно живет в России. Как вы с ней общаетесь? Каков механизм?

- У нас существует сайт centromania.com. Я знаю, что его посещают довольно много людей. Они присылают свои впечатления. Я знаю, что аудитория есть и это очень важно.

- Вы как-то заметили, что если человек решил заняться серьезно творчеством, он должен быть готов к тому, что у него будет мало друзей, он должен быть готов к одиночеству. Он должен искать какие-то другие источники дохода. У вас, я понимаю, с источниками дохода все в порядке – вы преподаете в институте. А в плане одиночества, отсутствие друзей, вас постигла такая учесть?

- Я думаю, что если человек серьезно занимается творчеством, он будет одинок. Хотя бы потому что серьезное творчество занимает очень много времени. Это не означает бесконечного сидения за компьютером или в студии. Просто это постоянный процесс. И на другое времяпровождение просто нет времени, нет возможности. С другой стороны, если я занимаюсь творчеством, я не могу уже говорить о чем-то другом, например, о курсе доллара или о том, о чем говорят в каких-то компаниях. Говорить о концептуальности в современной поэзии вряд ли кто будет заинтересован…

- Глядя на ваш сайт, я заметил, что вы окружены большим количеством соратников и в, частности, девушек. Откуда вы их берете?

- Девушки появляются сами. Девушки, женщины являются той силой, которая поддерживает искусство. У них всегда есть время для искусства. И, потом, русских в мире очень много. И среди них всегда есть люди, которым интересны различные виды творчества.

- В России изданы кассеты из серии «Легенды русского рока». В этой серии есть и «Центр». Вы ощущаете себя «легендой русского рока»?

- Относительно русского рока. В силу того, что я являюсь в какой-то мере его представителем, я не могу отвечать на этот вопрос. Этот вопрос надо задавать слушателям и критикам, которые придумали этот термин. Я – автор, а не критик. Я себя не ощущаю легендой. Я – такой, какой есть.

- Но вы чувствуете, что уже заняли какое-то место в истории русского рока?

- Нет, я не ощущаю, что я занимаю какое-то место. Вот когда я сдохну, тогда, наверное, будет легче…

- Можно ли как-то оценить в соотношении – сколько времени вы занимаетесь работой, сколько музыкой?

- Нет, мне трудно это оценить. Дело еще и в том, что моя работы очень связана с творчеством. Лекции, которые я читаю, посвящены мультимедиа, графическому дизайну, видеодизайну. Это очень близко к моему творчеству. Преподавательская работа помогает мне профессионально совершенствоваться. Моя ситуация в корне отличается от ситуации, если бы я работал, например, в банке или в другом подобном месте.

- Многие музыканты не прочь «подогревать» себя чем-нибудь алкогольно или психотропно. Как у вас с этим?

- Дело в том, что после многолетних пьянок наступает такой момент, когда это все начинает повторяться. Потом это начинает быть повтором повтора и т.д. Для меня все это – пройденный этап. Все, что связано с таким времяпрепровождением – давно в прошлом. Я совершенно не воспринимаю курение и вообще любые наркотики. На меня все это действует не так как мне надо.

- А к вам не обращались люди, которые испытывают потребность в стимуляторах при прослушивании конкретно вашей музыки?

- Я думаю прослушивание музыки – сугубо индивидуальное дело и каждый воспринимает ее по-своему. Музыка – это по-настоящему абстрактное дело. Это часто как магия. Мне никакие стимуляторы не нужны. Каждый решает за себя.

- Последние ваши альбомы записывались при помощи Интернета…

- Это все продолжение давнего моего эксперимента. Четыре последних альбома «Пластикозаменитель», «Курс $», «ТНТН» и «Молодой На Молодой» записывались с использованием и старых, и новых компьютерных технологий. В том числе при помощи обмена звуковыми файлами. Я считаю, эксперимент удался, т.к. его результат меня удовлетворил. Думаю, в будущем при развитии средств коммуникации результаты будут еще лучше.

- А чем отличаются эти альбомы друг от друга?

- Я стараюсь использовать разные технологии. Например, «Молодой На Молодой» я полностью делал на «power-book» с использованием «logicaudio». В альбоме «Курс $» я использовал «pro-tools». Иногда я использую более простые методы. Например, стараюсь не записывать альбомы в одном и том же месте, в одном и том же помещении. Это просто мой личный такой подход.

- А как технически вы записывали альбомы с Ж. Агузаровой и альбом «Тектоника»? Там очень интересный звук.

- В то время я использовал комбинированный метод. В основе был секвенсор «Vision» для Макинтоша и 8-канальный магнитофон «TasKam» (аналоговый), микрофон – AKG-414 с предусилителем и компрессором.

- При вашей загруженности вам хватает суток на жизнь?

- Хватает. Я довольно мало сплю. Сплю только тогда, когда хочу – это 4-5 часов в сутки. И потом я не занимаюсь только музыкой, я занимаюсь искусством вообще.

(март 2003 года, радио «Экстрим»)