Шумовклуб

«Это было великое время»
(Интервью с барабанщиком «золотого» состава «Центра» Карэном Саркисовым)

   

- Карэн, как ты познакомился с В.Шумовым и что ты помнишь о записях первых альбомов? Какие песни при этом тебе лично понравились больше всего?
- Нас познакомил Алексей Борисов, через посредство Леши Локтева. У нас были общие друзья. Компания была веселая и модная, все жили в районе метро "Академическая" и были полностью погружены в рок-музыку. Большинство из нас были музыкантами. Я к тому времени закончил музыкальную школу при училище им.Ипполитова-Иванова по классу ударных инструментов и играл довольно скучный арт-рок в группе "Портрет", базировавшейся в ДК "Высотник". Центр был тогда в стадии становления и им нужен был барабанщик. Борисов рассказал мне о том, что происходит в коллективе и я охотно дал согласие поучаствовать. Так мы и оказались на одной сцене с Василием в клубе Октябрьского трамвайном депо. Мы быстро прочувствовали друг друга и с тех пор, практически четверть века не расстаемся.
О записях первых альбомов уже написано несколько книг, когда-нибудь и я соберусь со своими мемуарами.
Вкратце - это было великое время. Мы были полны энергии, творческих идей и физических сил. Первый альбом Центра, как уже всем это известно - практически живая запись в полустудийных условиях клуба трамвайного депо, выполненная нами за ночь на аппаратуре группы “Галактика”. Музыканты группы спали в гримерках, отбиваясь во сне от крыс, прибегавших в гости из находившейся на первом этаже рабочей столовой. Тем временем мы (не простаивать же аппаратуре всю ночь) взялись за дело. Дублей практически не делали. И, когда мы вышли на улицу довольные и смертельно усталые - было уже светло и трудящиеся спешили на работу. Этот альбом был нашей полной концертной программой на тот момент, до отказа набитый хитами.
Так появилась первая студийная запись “Центра”.
"Стюардесса" и "Тяга к Технике", на мой взгляд, - два великолепных альбома. Они также практически полностью состоят из хитов и до сих пор звучат свежо и актуальны по текстам. Таким образом, у меня нет любимых песен, а есть любимые альбомы. Самым любимым до сих пор остается "Тяга к Технике".
Из отдельных композиций мне очень близки "Багровое Сердце" и "Когда приходит щеголь" c альбома "Чтение в транспорте".

- Как, хотя бы кратко, ты охарактеризовал бы роль каждого участника первого состава "Центра" в творчестве и внутренней жизни группы?
Классический состав "Центра" был близок к идеальному по уровню взаимодействия, взаимовосприятия и совместимости.
Василий - мозг,
Карэн - сердце,
Валера - ноги,
Андрей - руки,
Алексей - душа состава.
В группе не было просто исполнителей, каждый привносил свои творческие идеи, ходы и энергию - все это переосмыслялось, перерабатывалось и, затем, исполнялось.
Все участники группы имели свои сольные вокальные номера (как у “Битлз”) аналогов на советской и постсоветской сцене я не знаю.
Василий был прекрасным лидером во всех отношениях. Он был всегда собран, организован и полон творческих идей. Как правило, гениальные люди крайне рассеяны и не в состоянии или в нежелании вести за собой других.
Алексей был великолепным музыкантом, аранжировщиком и исполнителем. Я бы назвал их лучшим творческим тандемом в истории российской рок-музыки.
Валера вначале несколько растерялся, придя в "Центр" - он был постарше нас, женат, и понаигрался всякой музычки. Но, очень скоро проникся идеей и энергетикой группы и стал неотделимой частью "Центра".
Андрей, наоборот, сначала проникся, а затем, пришел в группу. Играл и пел он четко, надёжно, а дом Шнитке стал для нас и клубом, и лабораторией и, главное, - постоянным источником вдохновения.

- Что лично тебе дал опыт общения с Шумовым?
Мне не хотелось бы отвечать на этот вопрос в прошедшем времени, так как мы до сих пор регулярно общаемся и работаем над совместными проектами. Группа "Центр" продолжает функционировать.
Поэтому, стараясь не перехвалить Василия, я, всё же должен признаться в том, что он очень сильно влияет на мое видение творчества, мироощущение и даже настроение.
Это - один из моих лучших собеседников, советников и друзей, с которыми я испытываю постоянную необходимость общаться.
Когда мы вместе - мы хохочем, вспоминаем и обсуждаем всё и вся, и себя в том числе.
Рабочий процесс очень органичен и прост - полное взаимочувствие и понимание.
Общение с Шумовым дало мне возможность сотрудничать и дружить с удивительно талантливым, целеустремленным и интересным человеком.

- При каких обстоятельствах ты оказался в группах "Бригада С" и "Звуки Му"? Чем эти группы отличаются от "Центра" в творческом и человеческом аспектах?
Вернувшись в ноябре 1985 года из армии, отлежавшись дома и отойдя от шока, я приехал с друзьями на первый же сборный концерт в Курчатнике и ко мне тут же подошел Саша Липницкий и коротко отрапортовав, что Африка погряз в съёмках фильма "Асса", пригласил меня на вакантную должность барабанщика в "Звуки МУ". Мы давно дружили составами и я прекрасно знал с кем и что я буду играть. Согласие было дано. Через некоторое время ко мне подлетает Галанин со словами: "Старик - это клёво, что ты вернулся, мы тут группу собираем - "Бригада С" будет называться!". С ним был странноватый паренёк в вельветовых штанах-бананах. "Познакомься, - сказал Сергей, - это Гарик". "Так чего, ты с нами?" Я объяснил, что идея интересная, но я уже дал согласие "Звукам"...
На следующий день мне звонит мой старый приятель Женя Хавтан и рассказывает как бы невзначай о новой группе "Бригада С" и Гарике, которого он хорошо знает и вроде бы как проект создается им только для записи и не мог бы я проучаствовать. Сергей Галанин и Горячев Саша уже согласились - не хватает только тебя. Ну, временно - не постоянно, вот я и согласился...
Работать пришлось в двух группах ОДНОВРЕМЕННО! На исторической рок-ёлке, состоявшейся в том же Курчатнике мне пришлось отыграть две программы: одну со "Звуками МУ", другую с "Бригадой С". Это было незабываемое выступление.
"Звуки МУ" отличались от "Центра", как и от любой другой команды наличием Петра Николаевича Мамонова. Это объясняет многое или почти всё, но для развития этой темы нужен отдельный долгий разговор.
"Бригада С" отличалась уже тем, что основу группы составляли довольно известные в то время музыканты и, как потом в этом убедились абсолютно все, её фронтмэн Гарик Сукачёв - был и остается одним из талантливейших авторов-исполнителей российского рока.

- Какие московские группы 80-х годов ты бы выделил?
Николай Коперник, Вежливый Отказ (должен был играть и с ними, Рома очень просил, но я уже дал капитальное согласие Звукам и Гарику на "временный проект" Бригада С и в третьей группе физически никак не мог участвовать.), Браво и Ночной Проспект.

- Напомни, как ты оказался в США?
С 1991 работал по контракту и жил с семьёй в Брюсселе. В 1996 выиграли Грин Кард в лотерею. Собрали вещи и в августе 1996 переехали в США. Вначале в Миссисипи, хотелось быть ближе к корням той музыки, которая меня воспитала, затем в 1997 перебрались в Род Айленд - самый маленький, но симпатичнейший штат.

- Поддерживаешь ли отношения с кем-либо из вышеупомянутых групп?
Поскольку я являюсь сопредседателем (свадебным генералом?) Бостонского рок-клуба, то я постоянно кого-то вижу - Петю Мамонова, Славу Бутусова, Юру Каспаряна, Шнура, Чижа и тд сидим, болтаем вспоминаем... Переписываемся изредка с Сережей Галаниным, Максом Лихачевым.

- Чем занимаешься в Америке, есть ли семья и чем она занимается?
Здесь и живем с женой Анной и дочерью Машей (16).
Я преподаю французский и русский языки в местном университете и паре колледжей в Массачусетсе. Анна работает в адвокатской фирме, а Маша заканчивает академию для благородных девиц.

- Слушал ли последние альбомы Василия и есть ли среди них любимые?
Конечно, и в большинстве принимал участие. Очень сильны “МОЛОДОЙНАМОЛОДОЙ”, “Курс Доллара”, есть очень сильные вещи на “Регионе 5” – “В ногу со временем” ( “... Я купился на внутренний голос” - строка века), “Флаг”, “Вотебена” и некоторые другие.

- На сайте известной у нас группы БИ-2 я нашел твое фото вместе с ними. С другой стороны, в их последнем альбоме «Молоко» есть песня Центра "Привет тебе". Есть ли тут какая-то связь? Как они вообще относятся к Шумову и как ты оцениваешь их творчество?
Фото мы сделали после концерта в Бостоне на который я приехал СПЕЦИАЛЬНО, чтобы услышать песню Центра "Привет тебе" в живом исполнении БИ-2. Перед концертом мы побратались с Шурой и с Лёвой. Они подарили мне два новых "МОЛОКА" и я их попросил персонализировать КД для меня и Василия. Оказалось, что помимо всего прочего, у нас много общих друзей - Игорь Верещагин, Виталик Чурилов, Дима Гройсман и т.д. Шура мне сказал, что они не планировали исполнять "Привет", но по такому случаю - обязательно. Так всё и было: он приостановил концерт и представив меня залу, сказав много тёплых слов о Центре, блестяще исполнил классический центровский хит.
Центр, по словам музыкантов, оказал сильное влияние на формирование музыкального мировоззрения группы. Вначале этот кавер "Привет тебе" предназначался для трибьют-альбома Центру, но, по неясным причинам, дело с выпуском этого сборника до сих пор тянется и БИ-2 решили включить этот номер в свой последний альбом - "МОЛОКО". Мне альбом показался интересным и очень качественно записанным. Любимые вещи "Привет тебе" и "Держаться за небо". Пользуясь случаем, хочу ещё раз поблагодарить музыкантов БИ-2 и пожелать им долгой и удачной творческой карьеры.

Сергей Горцев, 2006 г.