Шумовклуб | Письма и рецензии:

Из писем в "Тектонику"

Притяжение центра
(рецензия на альбом "Регион 5")
Один из самых загадочных русских музыкантов, лидер известной в 80-е годы московской группы «Центр» Василий Шумов записал новый альбом “Регион 5”. Давно покинувший родину и исчезнувший из поля зрения широкой аудитории, он тем не менее работает постоянно, и это его, страшно сказать, 33-й альбом за четвертьвековую историю. Купить его в магазинах не получится, поскольку Шумов живет уже в том будущем, где никакой рекорд-индустрии не существует — «Регион 5» он бесплатно выложил в Сеть, где его вместе с обложкой можно скачать по адресу www.centromania.com. Куда и отправляю интересующихся.
В середине 90-х Шумов записал несколько, на мой взгляд, неудачных гитарных рок-альбомов с сильным американским блюзовым влиянием, но с началом нового века вернулся к электронике. Последние пять лет Шумов разрабатывает концепцию «центробораторов», заключающуюся в том, что компьютерные технологии позволяют дистанционно участвовать в записи альбомов «Центра» разным людям, с которыми сам мэтр, может быть, даже и не знаком лично. Именно таким образом в записи нового альбома принимали участие двое русских парней из Германии — К Alex и Сергей Устинов. «Регион 5» заставил меня вспомнить первую, очень редкую сейчас пластинку, записанную Шумовым после отъезда в Калифорнию в 1990 году, — «Время Три», по стилистике очень схожую с тем, что делал дуэт Chris & Cosey (экс-Throbbin Gristle). Электроника «Региона 5» очень старомодна — вокодеры Kraftwerk, мертвенные пульсации позднего Cabaret Voltaire, жесть детройтского техно, но тем и замечательно хороша. Чего только стоит такой нереальный шедевр, как «Поиск истины», представляющий собой разговор с самонаводящейся крылатой ракетой. Есть на альбоме и несколько лишних вещей (к примеру, «Вотебена», странным образом напоминающая «Агату Кристи»), без которых он был бы еще лучше.
В последнее время творчество Шумова приняло отчетливо социально-политическую направленность. «Регион 5» сделан явно под впечатлением воинственного правления Буша-младшего. Превентивные удары («Войны во все стороны»), патриотизм («Флаг»), использование дешевого труда иммигрантов («Милости просим»), шопинг-терапия («Покупатель всегда прав»), вывод производств в страны третьего мира («Откуда пришла электроника») — такую тематику легко обозначить как антиглобалистскую, если бы для Шумова подобные определения не были бы слишком тесны. Шумов всегда умел проговаривать самые банальные вещи с такими интонациями, что они начинали обретать новые смыслы и отсвечивать холодным потусторонним светом. По мне, декларируемые позитивизм и рационализм Шумова возведены в ту степень, за которой начинается уже иррациональное. Он очень закрытый человек с западным менталитетом, что помогло ему прочно пустить корни в Америке: женился, тренировал местную любительскую хоккейную команду, изучал, а теперь преподает в колледже мультимедиа и компьютерные технологии. Но мне Шумов кажется редким случаем безумного арт-деятеля, мимикрирующего под добропорядочного представителя американского среднего класса. Благополучный буржуа в Сети существует как подрывной элемент, а один из частных домов в белом пригороде Лос-Анджелеса, где оборудована его домашняя студия, излучает в космос довольно зловещие пульсации.

Андрей Бухарин
(«RS», 08.2005г.)

Уважаемые любители творчества группы «Центр» В. Шумова! Хочу выразить свое мнение по поводу сингла «Религия - это бомба замедленного действия».
Это еще один удар по печени нынешнему лицемерному обществу, которое буквально со всех сторон навязывает эту теологическую чушь в 21 веке, дабы причесать и оболванить и до того отупевшее и извращенное большинство населения, в угоду двум братьям - близнецам (государству и церкви).
Тема наболевшая и долгожданная.
Средство выражения: музыка - хотелось бы ритм сохранить, слова разборчивее - это нельзя принять в такой завуалированной форме. Оригинально на 4-х языках. «ГЛБЛЗМ», «Работай, помалкивай», «Бесплатное платно», «Религия - это бомба замедленного действия» - это очень актуально и современно.
Все об этом молчат в тряпочку!!!

Руслан Богус, г. Майкоп.

Наш комментарий
Действительно сингл «Религия - это бомба замедленного действия» вызвал определенное смятение в стане центроманов. А как же могло быть иначе? Другое дело, что вряд ли этот сингл -выражение какой-то позиции автора по отношению к религии (несмотря на комментарий А. Борисова). Тут мнений может быть очень много. Думаем, что суть не в каком-то явлении, а в том, что происходит в каждой конкретной голове. Алкоголь и куриный грипп тоже могут быть «бомбами замедленного действия». Об этом тоже не стоит забывать.

*****

О группе «Центр» я услышал еще в то время, когда читал новеллы Мопассана — эротические, мещанские. Тогда мне казалось, что благодаря Мопассану я смогу лучше понимать девочек. И вдруг в книге я прочитал новеллу «Орля» — это совершенно не в стиле Мопассана, скорее такой триллер-фэнтези про привидение, которое задвинуло мозг главному герою. Вот тогда я и услышал, что Вася Шумов поет: «И рано-рано из Мопассана читайте только рассказ "Орля"». Я его зауважал. Ну, думаю, Вася... Откуда он знает, что я рассказ «Орля» прочитал? Но он-то знал, что кто-нибудь да прочитает этот рассказ и порадуется его песне. Это очень тонкий ход, настолько тонкий, что его и заметить сложно. У Гребенщикова, например, полно таких ходов в творчестве, но все они для меня какие-то пошловатые, что ли. Или просто в другом векторе они располагаются от моего гипоталамуса (отдел головного мозга, регулирующий деятельность нервной системы и половых желез. - Прим. ред.). Шумов же, напротив, творил для таких, как я. Очень странная музыка. Скорее это был классический рок-н-ролл, но только звучал он странно, под драм-машинку, совсем не в духе 60-х. Вообще-то я терпеть не могу рок-н-роллы, тем более с таким звуком. Но «Центр» делал их как-то очень странно: голос и тексты придавали их музыке весомость, превращали в такой психоделический твист для подвыпивших инженеров-романтиков. Еще хорошо помню, как меня поразила композиция, где было три голоса. Грубый мужской говорил: «Погромче бы», женский нежный отвечал: «Потише бы», а Вася все это обобщал: «А мне нормально». И так всю песню менялись только темы разговора, лаунж такой получался. Современные электронные группы сейчас очень активно используют подобную стилистику в сэмплах. Даже у «Ножа для фрау Мюллер» что-то есть от подобных экспериментов— именно Василий Шумов подсказал мне «как надо». Я вижу здесь отчетливую параллель, и хотя это почти невидимая линия, но я, слава Богу, ношу волшебные очки, которые помогают мне видеть невидимое. Хочу также приобрести наушники, чтобы слышать неслышимое, но даже без них я смог расслышать месседж близкого-далекого русского композитора и поэта Василия. К сожалению, он переехал в Америку, где его творчество видоизменилось и уже не радует меня так, как раньше. Но его «балалайка», «березка» и прочие русские слова — это «наше навсегда», как поется в одной из его песен.

Олег Гитаркин
(участник проектов «Нож для фрау Мюллер» и «Messer Chups»
(«RS» 07.2005г.)

Как и большинство прогрессивного человечество о «Центре» я узнал из журнала «Юность» за 1983г. Услышал чуть позже, причем не где-нибудь, а на дискотеке в 1984г. – игрались песни «Волшебница» и «Еще один субботний вечер». В начале 1987г. у меня был билет на концерт в московском ДК МЭЛЗ, где должен был выступать «Центр» вместе с «Бригадой С», «Мистер Твистер» и группой Стаса Намина. Выступали все кроме «Центра». Официальной причиной была объявлена болезнь кого-то там из музыкантов, а что уж бвло на самом деле – бог знает. Но в это время «Центр» не был в числе моих музыкальных приоритетов, я больше интересовался западной музыкой и тем из русского рока, что было на поверхности. Вплотную освоением наследия Шумова и К я занялся уже после 1989 г., когда в руки попали мне два больших интервью Шумова – в «РИО» и»ЗЗЗ» С тех пор мое мнение о «Центре» в принципе не менялось – это одно из наиболее мощных и оригинальных явлений в отечественной рок-музыке. Причем сейчас я вот прикинул – а есть другие артисты и группы, которые бы по двадцать лет кряду делали хорошую музыку, не став самопородией и не продавшись массовым вкусам? Получается, что и нет никого другого. У «Аквариума» период расцвета длился где-то с конца 70-х до конца 80-х, «Ауцыон» вступил в стадию зрелости лет 15 назад… Так что «Центр» \ Шумов – это и еще и абсолютный уникум по продолжительности творческого прогресса. Говорить о любимых альбомах и любимых песнях мне сложно, потому что нравиться мне почти все – нравиться по-разному, «Стюардесса летних линий» за одно, «Тектоника» за другое. Могу сказать, что нравиться меньше другого – «Артюр Рембо» и частично «Признаки жизни». Есть там какая-то вялость, необязательность. Чаще других я слушал «Чтение в транспорте», «Любимые песни», «Тектоника», но еще раз подчеркну, что выделяю эти альбомы весьма условно.

Сергей Осипов

Ещё не дочитал книженцию-"Глядя в Центр"-1,столько эмоций!!! С песнями этой группы у меня связана вся жизнь! В те времена(1983год) жил я славном городе Свердловск,ходил на все концерты ВИА,что заезжали в этот почти уездный город.Увлекался музыкальным оформлением ечеринок и т.п.. Единственный чел. в городе-дядя Петя, живший возле военного аэродрома(ему было за 50),обладал ДВУМЯ бобинниками Филипс и снабжал нас свежевичками с большой земли :) Электрик,Полис и т.п. приобреталось на станции Шувакиш-это отдельная история,но то что не могло писаться на винил-было всё там,у дяди Пети за весьма скромные суммы. В один из замечательных дней(20 лет назад) я записал на одну бобину гр. Альянс(моно),Тандем и Центр(тоже моно)...Это было начало моей Центромании!
Таких претензий на новизну я ещё не ПЕРЕЖИВАЛ. После ТАКОГО не хотелось слушать и воспроизводить ничего, только жить в стиле их МУЗЫКИ :)
Второй для меня альбом я услышал уже в армейке, в Хабаровске(Я всё умею и т.д.). Его привёз солдат из Находки, как своё-любимое(потом мы были неразлучны!). Там же я кстати и прочёл ПЕРВЕЙШУЮ статью о своей любимой команде («метаморфозы центра»),вырезки хранятся до сих пор,а дискография(введшая меня в уныние из -за того, что я ничего не слышал) вклеена в мой дембельский альбом !
После службы меня занесло во Владивосток, там по музыке была полная ж. Работая на секретном заводе, скучая по цивилизации и "думая о рок энд ролле" надумал написать объяву в газету Тихоокеанский комсомолец, следующего содержания: "Молодой человек, без вредных привычек, не склонный к полноте, обожающий группу Центр мечтает найти единомышленников." Письма посыпались незамедлительно, в основном конечно дамы! Служа на острове Рейнеке откликнулся один хороший человек, который в последующем снабжал меня Центральной новизной. Это был ТАКОЙ глоток воздуха, что не передать, вся жизнь опять обрела краски! Этим человеком оказался Лагутенко
Кстати песня про манЬяка писалась под впечатлением центральных песен! Всё время прослеживаю всю информацию о Васиных новшествах-молодца! Удивляет его энергия и своя манера чувствовать.
На сегодня-живу в Москве, хотелось бы пообщаться со знающими людьми, но где их найти?

Дмитрий Плошко

Уважаемый Сергей!
Получил кассеты и книгу. Большое спасибо за титанический труд по сбору и систематизации информации о группе «Центр» и Василии Шумове, тем более, что издательская деятельность явно не носила коммерческого характера, что сближает Вас с экспериментальным Василием.
В целом книга очень понравилась. Периодически возвращаюсь к отдельным главам, становятся более понятны некоторые альбомы и песни. Хотелось бы прочесть воспоминания других людей, близких к Шумову, например, Мамонов, Скляр, Троицкий и др., а также тех, кто ближе к нему в Лос-Анжелесе, чтобы восприятие было более целостным.
О себе. Возраст 31 год. Образование средее специальное. Профессия – мастер-монтажник Al конструкций. Центромания стадия первая – это обо мне, озарение еще не пришло, тем более Анагра.
С Вашими вкусами по песням с альбомов вполне солидарен, особенно «Работай, помалкивай» и «Продукты» (это из последнего). Единственное «Великаны» – нигде не выделены, хотя – это явно Шумов и явно хит.
Да, впервые услышал «Центр» в «Музыкальном ринге» в 1989 году.
Жду продолжения. Еще раз хочу поблагодарить за книгу.

Богус Руслан, Майкоп

На мой взгляд, «Глядя в «Центр» – очень концептуальная и в своем роде ценная книга. Прежде всего, это практически единственное хорошо и интересно написанное полномасштабное исследование творчества Василия Шумова и группы «Центр».
В разное время в прессе, а затем в Интернете появлялись публикации, как позитивные, так и негативные. Была книга Евгения Головина, по своей сути являющаяся выражением личных эстетических концепций автора, время от времени обращающаяся к музыке Василия. Вот, пожалуй, и все.
В данном же случае – полная история группы, начиная с «подвальных» времен. Композиционно книга состоит как бы из двух самостоятельных частей, названных автором «До» и «После». До отбытия Василия в США и после него. Обе части абсолютно различные, как по стилю, так и по настроению. И это, как мне кажется, является одной из самых главных особенностей книги.
В части «До» идет хронологическое описание создания группы и ее непростого «советского» периода существования. Много фактического материала, описаний конкретных событий, музыкальных тусовок и незабываемых прелестей официальной цензуры.
Часть «После» является компиляцией телефонных разговоров на линии «Россия – Лос-Анджелес», выдержек из интервью с Шумовым и «мыслей вслух» бывших музыкантов группы. Могу сказать, что композиционно и эмоционально вторая часть книги выстроена просто прекрасно. Несмотря на практически полное отсутствие в ней обобщений, совершенно понятна и читаема авторская мысль.
Как бы сквозной линией книги от начала до конца проходит тема художественной и человеческой позиции Васи, выраженной в полном неприятии общепринятых штампов, интеллектуальной серости и посредственности, ведущими к духовной деградации.
«Бесполезная песня» была, есть и будет. И там и здесь, но это другой мир, не представляющий никакого интереса…
Я неоднократно разговаривал с людьми, читавшими эту книгу и имевшими весьма туманное представление о группе «Центр» и ее лидере. Так вот интересно, что в большинстве случаев у них возникали очень похожие мысли и ощущения. Это говорит о том, что эта книга о музыке (и не только) явно удалась. А от себя, как некоторым образом косвенного участника описываемых событий в части «До», хочу сказать спасибо автору Сергею Горцеву.

Виталий Чурилов, экс-«Центр»

Рецензия на альбом "МолодойНаМолодой"

Альбом производит разноплановое впечатление. С одной стороны – это абсолютно «шумовское» звучание и «шумовские» тексты, а с другой – есть что-то определенно новое и в том и в другом. Музыкальное оформление номеров очень современно и нетрадиционно. Многие прежние Васины работы можно было, хоть и с некоторой оглядкой, но все же разделить на две категории – «гитарные» или «электронные». В качестве примеров достаточно вспомнить хотя бы гитарные «Тяга к технике», «Русские в своей компании» и электронные «Мой район» или «Однокомнатная квартира»… Не хочется впадать в дебри музыковедческих домыслов, но мне кажется, что в настоящий момент оба направления реализованы достаточно убедительно.
Тексты песен довольно мрачные (что вообще-то всегда было характерно для Василия), но весьма актуальные. Тема полной духовной деградации современного общества и его обитателей – брокеров, супервизоров, менеджеров, и просто работников, мечтающих стать кем-то из вышеперечисленных, является, как мне кажется, главной на этом альбоме. В принципе ничего не изменилось со светлых времен нашего прошлого. Если раньше были начальники цеха, бригадиры и директора, направляющие рабочий класс и служащих, то в нынешнюю эпоху всеобщего глобализма руководящие должности стали именоваться интернационально, а граждане-трудовики превратились в сотрудников фирм. Ситуация в общем-то от этого не изменилась…
Записано все качественно и с хорошим звуковым балансом. Не знаю, сможет ли этот альбом стать массовым, да и нужно ли это на самом деле, но вот по-человечески порекомендовать его всем кто любит и ценит творчество Шумова и группы «Центр» считаю необходимым.

(Виталий Чурилов, экс-«Центр», Австралия)