Архив

"КОРОЛЬ И ШУТ": СЪЕЛИ МЯСО МУЖИКИ

...Мне выпала честь встречать группу "Король и Шут" на смоленском вокзале – в половине седьмого утра в день концерта. После непродолжитель¬ного разговора имел дерзость похвалить их "Акустический альбом".
- Ты что, издеваешься? - обиделся Миша Горшенёв ("Горшок"). - Да это у нас как шутка, прикол такой... На самом деле мы же другую музыку играем, - и он сделал выразительный жест, - угар, понимаешь? Я - панк! - с гордостью произнес он.
Я не возражал. Конечно, другую музыку, и, конечно, панк. Но полуакусти¬ческая обработка прибавила песням пронзительности, и это - замечательная новая краска! Любовь к "Акустическому альбому" не избавила меня от второй глобальной ошибки - тут же я ляпнул:
- А где вы сейчас в Питере выступаете? В клубах?
"Горшок" посмотрел на меня так, словно я на него плюнул.
- Да у нас ... да мы Дворцы спорта собираем!..
Я опять-таки не возражал. И все равно сомневаюсь, что в нынешних усло¬виях хоть одна группа выступает только во Дворцах спорта. Я не стал напоми¬нать "Горшку", что их альбом "Ели мясо мужики" записан в ленинградском кинотеатре повторного фильма "Спартак", являющемся теперь именно клу¬бом.
- Вот мы только что в Рязани отыграли, - продолжал горячиться утренний солист, - так там была площадка на две тысячи мест! У вас здесь будет две тысячи? - с надеждой спросил он.
Я почувствовал, что мнение группы о моем родном городе может сейчас катастрофически упасть.
- Две тысячи - вряд ли, - решительно заявил я, - но интерес к концерту очень большой! - и попытался перевести разговор на другую тему. Это оказа¬лось легко: подошли другие музыканты. Однако в голове моей крепко засела задача: что подумает самолюбивый "Горшок", когда увидит нашу крохотную (в сравнении с Дворцом спорта) "стекляшку" "Молодости"?
Теперь о хорошем. Днем, пока "Князь" с "Горшком" отдувались в прямом эфире на "Русском радио", я немножко прогулялся по городу с оставшимися музыкантами и директором группы Александром Гордеевым. Если кого-то интересует мое мнение, то участники "Короля и Шута" не только талантливые, но и в высшей степени доброжелательные и корректные люди. По крайней мере, так себя ведут. Что, в общем-то, почти одно и то же. Особенно меня очаровали своей человечностью Александр "Балу" Балунов и звукооператор/клавишник группы Павел Сажин.
Теперь о плохом. По-моему, музыканты все же были неприятно удивлены немногочисленностью смоленской группировки своих поклонников. Как ни крути, даже в "Молодости" осталось много свободного места. Похоже, груп¬па начала концерт слегка обескураженной.
Зато те, кто пришел, приветствовали "Короля и Шута" очень горячо: я никогда не слышал, чтобы в ожидании начала публика сама скандировала по¬любившиеся стихи. Вообще, пришли слушать свою любимую группу: "фир¬менных" футболок было - не счесть! (А попробуйте-ка заставить современ¬ного подростка купить футболку с изображением "звезды", если он вовсе не считает эту звезду крутой!.. например, футболку с Кристиной Орбакайте). В дальнейшем молодежь столь яростно гурьбилась и размахивала руками у сце¬ны, что музыканты были видны только по пояс (!).
Если охарактеризовать состоявшийся концерт одной фразой, то - "на сце¬не было много гитаристов, в зале было мало звука". Плохо слышны были эти самые гитаристы, почти не слышна - скрипка хрупкой и женственной Маши Нефедовой. "Князь" ходил туда-сюда по сцене добрым кожаным медведем. Вовсю таращился и строил рожи "Горшок". Позади него странно смотрелся приглашенный гитарист, высоченный Александр "Ренегат" Леонтьев из "Кукрыниксов", со внешностью типичного очкарика-интеллектуала. Очень старался, заводя публику, басист "Балу". Он, кстати, вышел играть босиком. Песни "Ко¬роля и Шута", - довольно яркие и мелодичные, - слились в один рокочущий поток, раскрашиваемый героическими усилиями певцов.
Мою точку зрения не разделяет звукорежиссер Павел Сажин. После концерта он подчеркнул, что "в плане звука - это одно из лучших выездных выс¬туплений группы" (!). Павел похвалил устроителей - "саунд-чек начался вов¬ремя, - это очень большая редкость на гастролях, - и прошел легко: аппарат практически был отстроен". Где-то в январе группа собирается записывать новый альбом - материал к нему в целом готов. Планы таковы, что там будет еще больше струнных и клавишных.
Меня удивило, что участники такой группы не использовали грима и выш¬ли выступать в самых нормальных одеждах - никакого маскарада. Это с их сюжетами-то!.. Еще - заметен легкий налет самодеятельности: практически никак не продумано сценическое движение - "Горшок" с "Князем" просто расхаживают по сцене, как по рынку, и размахивают, разводят руками. Они, бедолаги, еще не знали, что в Рославле, где их ждали на следующий день, жите¬лей в шесть раз меньше, чем в Смоленске, и потому может не найтись даже этих пятисот человек!.. (А я пока не знал, что до Рязани "Король и Шут" отыг¬рали два сборных концерта "КИНОпроб" - в Москве и Петербурге - в спорт¬комплексах).
Довольно упреков. Зрители подхватывали и пели все песни; это оценил даже директор группы. В какой-то момент наступал долгожданный угар - на¬пример, когда заиграли "Прыгну со скалы", действительно, великую песню. "Охотник", "Камнем на голове", "Мотоцикл" - это было прекрасно!
На бис сыграли всего один номер - "Ели мясо мужики"- при этом ребята в центре зала взрывали какую-то пакость. "Спасибо, Смоленск!" - и народ послушно пошел одеваться и выметаться. Несколько десятков восторженных фанов терпеливо стали ожидать возможность получить священный автограф.
"Король и Шут" - что бы там ни говорили - устроили настоящий праздник своим почитателям, который те запомнят надолго, может быть на всю жизнь.

С. Муханов, 29.12.2000