Архив

Прямой эфир с БГ на "Русском Радио Смоленск"

(8 июня 2000г. Ведущий - Артур Савицкий)

Артур: Добрый день. С огромной радостью хочу представить смолянам человека, который в общем-то не нуждается в представлении: это Борис Гребенщиков.
БГ: Добрый день всем. Страшно рад опять оказаться в Смоленске.

А: Борис буквально с колес пожаловал к нам в эфир. Вы можете звонить по телефону, задавать Борису свои вопросы. А мы тем временем слушаем песню в исполнении группы "Аквариум", которая называется "Дерево".
Первого человека, дозвонившегося к нам в студию, зовут...

- Николай. Борис, еще в 86-м году я по службе был в Ленинграде и совершенно случайно попал на концерт в "Юбилейном". Это было что-то... Сама атмосфера до концерта и после - это было что-то непередаваемое. Тогда артисты мало приезжали в Смоленск... В связи с этим хочу задать Вам вопрос. Прокомментируйте мою точку зрения: мне кажется, интерес к серьезному творчеству сейчас сильно упал, и молодежь серьезную музыку не воспринимает, ограничиваясь или попсовым, или примитивным металлическим грохотом. Что Вы на это скажете?

БГ: Я наблюдаю тех людей, которые приходят к нам на концерт. Из них огромное количество в возрасте 18-20 лет. Просто сейчас настолько много разной музыки, что всем есть что послушать. В то время как раньше был меньший выбор. Так что те, кто хочет слушать нас, слушают, и их довольно много. Кто хочет слушать поп-музыку, пусть слушают. Главное, чтобы было много музыки разной, тогда все найдут, что выбрать для себя.

- Здравствуйте, Борис. У меня с Вами связано очень многое в жизни. Тот период жизни, когда Вы записывали альбом "Равноденствие", он для меня очень важен. У меня этот период заканчивается. Вы, наверное, хотели бы в следующей жизни быть какой-нибудь девушкой, женщиной. Вы верите, что в другой жизни Вы встретитесь с сестрой или девушкой, которую Вы любите? Вы в это верите?

БГ: Я и в этой жизни уже встретился.

- Спасибо, я думаю, что мне теперь будет гораздо легче. А еще я хотела попросить: поставьте сегодня "Аделаиду", если можно.

- Посмотрим, что у нас есть из песен. Спасибо большое. А я все думаю о вопросе Николая, самом первом. Думаю, что на самом деле можно глядеть в настоящее с большим оптимизмом. Потому что я даже не понимаю, как теперешние достаточно молодые люди (я сужу по ленинградским, московским музыкантам) пытаются усваивать такое безумное количество информации. Я встречаю молодых интерактивных независимых ребят, которые знают все от Элвиса Пресли до “Everlast”. У меня было много меньше информации, когда я был в их возрасте. Так что я очень радуюсь.

А: Вопрос в том, сохраняют ли они при этом оптимизм, присущий тебе, Борис?
БГ: Вполне. Может, в музыке это не так проявляется.

А: Есть такое впечатление...
БГ: Не все же должны быть одинаковыми.

А: Не все должны быть оптимистами...
БГ: В общем-то, да.

А: Особенно в музыке.
БГ: Молодым свойственен здоровый пессимизм.

А: Это мнение Бориса Гребенщикова. Слушаем одну из самых оптимистичных песен группы "Аквариум", которую почитатели группы "Аквариум" любят и знают - "Гарсон №2". А следующая песня "Дубровский".
БГ: Этой песней я очень обязан Смоленску. Она была написана именно здесь. Это была первая песня, написанная для состава "Аквариума", который появился в 90-е годы. Помню, сидя в номере, в котором я сейчас и живу, в уголочке, она (песня "Дубровский") написалась, и по очереди все мои подходили, слушали и впадали в оцепенение. Поэтому я, честно говоря, с корыстными целями приезжаю в Смоленск, вдруг что-нибудь еще напишу.

А: Ох, корысти бы нам такой побольше... Будем надеяться: это тот самый номер. Вдруг что-нибудь будет происходить.

- Здравствуйте. Это вас беспокоит Даша. Хочу выразить Вам свое восхищение. Я люблю ваше творчество и очень уважаю Вас как человека, как личность, как музыканта. И хочу вопрос задать по вашему новому альбому. Первая композиция альбома "Имя моей тоски" - моя самая любимая композиция. Хочу спросить, как Вы относитесь к религии и изменилось ли ваше отношение к ней с годами?

БГ: Вы знаете, с годами у меня становится все более обширное отношение ко всем религиям. Как заметил правильно один мудрый человек: "Религия - это университет любви". Пока мы не будем делать хорошо другим, нам самим никогда не будет хорошо. Ну, и учит многим вещам. Ну, а потом, в конце концов, любой университет заканчивают и начинают работать. Поэтому я с нежностью и любовью отношусь к большинству религий, по крайней мере к тем, которые я знаю. Считаю, что все они происходят из одного источника, все просто разными словами называют одно и то же. Слава богу, что это все есть, что есть жизнь вообще. Чем дальше, тем религиознее становлюсь по отношению ко всему, что меня окружает.

- Спасибо, Борис за ответ и за все то, что Вы делаете. До свидания.

А: Борис Гребенщиков у нас в студии и вообще в Смоленске находится не случайно. 9 и 10 июня в ДК профсоюзов состоятся два его концерта с группой "Аквариум". Борис, насколько я знаю, "Аквариум" претерпел изменения за последнее время?
БГ: "Аквариум" все время претерпевает изменения. Сейчас у нас замечательный состав. И мне приятно с ними играть и, по-моему, всем играть друг с другом. Группа, когда играет, должна быть на самом деле больше, чем семья. Замечательный ударник Алик Потапкин, наш старый скрипач Андрюша Суротдинов, Сакмаров, как всегда, на духовых, Боря Рубекин, чудо с острова Борнео, играет на клавишах, опять-таки наш старинный басист Володя Кудрявцев, который Тита сменил на боевом посту, и Шар, который бьет во все перкуссивные инструменты, в которые можно бить.

А: Бьет в бубен...
БГ: И не только в бубен. Что ему не дашь - во все бьет. А я песни пою.

А: Кстати, я хотел задать вопрос относительно Александра Титова (это бывший басист группы "Аквариум", одного из самых известных составов). Он сейчас проживает в Лондоне.
БГ: У него наконец дела пошли хорошо. Мы недавно играли в Лондоне, видели его. Он все-таки перестал быть таксистом и стал зарабатывать себе деньги только музыкой. Наконец, его признали. Я счастлив за него.

А: Замечательно. Чем он занимается?
БГ: Играет на басу, в студиях. Его приглашают как басиста.

А: То есть как студийный музыкант? Хорошо. Не будем утомлять наших слушателей долгими диалогами и монологами. А послушаем песенку, которая называется "Партизаны полной луны" с альбома "Равноденствие".

- Здравствуйте, меня зовут Лена. Я хотела задать вопрос по поводу новой программы "Аквариума", которая называется "Стоп Машина". Меня интересует, какие песни будут в этой программе?

БГ: А Вы приходите завтра и все услышите. Мы сами до конца не знаем, что будем еще играть. Кое-что из "Пси", кое-что из совсем старого, а кое-что из еще не записанного.

- Хорошо. Замечательно. Приду обязательно.

А: Стало быть, до встречи. Кстати, Борису нравится музыка, которая звучит у нас в эфире.
БГ: Голосок вот только такой, правда, жалостливый-жалостливый. А музыка очень добротная.

А: Что характерно.
БГ: Я иначе "Аквариум" не слушаю, как только во время интервью на радио.

А: Хорошо. Сделаем приятное Борису, дадим ему возможность послушать "Таможенный блюз". Голос там не совсем жалостливый, но все же.
БГ: И гитарист хороший. Отлично ребята сыграли. Мне нравится.

А: Хорошие ребята. Особенно... Только что мы немного поговорили о том гитаристе, который принимал участие в записи этой песни на этом альбоме. Это Ник Тейлор, гитарист, который играл в свое время с Джоном Майалом и в "Rolling Stones" принимал участие.
БГ: Ударник... Хорошая компания.

А: Хорошие ребята!

- Здравствуйте, меня зовут Наталья. Я хочу прежде всего поблагодарить за то, что Вы здесь у нас в Смоленске снова. И очень хотелось бы поблагодарить организаторов проекта "Русский Звук". Подвиг меня позвонить вопрос Николая. Как-то даже обидно стало молодежь 20-30 лет не слушает серьезную музыку. На всех концертах "Русского Звука" - Шклярского, Желанной, "Калинового Моста" - зал был полон, и уверена, что на концерте "Аквариума" тоже будет аншлаг. А вопрос такой. На протяжении всей вашей карьеры Вы сотрудничали с кинематографом: в фильмах "Асса", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Долгая дорога домой". Есть ли сейчас какие-нибудь проекты и сотрудничаете ли Вы сейчас с кинематографом?

БГ: Мне конкретно ничего в голову не приходит. Я знаю, что нашу музыку спрашивают у меня для каких-то фильмов. В данный момент Олег Меньшиков попросил меня написать музыку для спектакля в его театре. Так что я сейчас озадаченно скребу пальцем в затылке, пытаясь понять, какую музыку туда стоит написать. Вероятно, будет что-нибудь странное. Так что потихоньку продолжается сотрудничество с разными жанрами.

- Спасибо. До свидания.

А: Борис, странной музыкой для спектакля Олега Меньшикова мог бы стать проект с "DEADушками"?
БГ: Нет. Там все как раз не странно, там все элементарно просто. Честно говоря, новый альбом, который мы будем писать, дай бог, я надеюсь, что он будет продолжать эту линию, просто был бы несколько экспериментально-альтернативного характера.


А: С "DEADушками" будет еще один альбом?
БГ: Нет. С "DEADушками" мы уже сделали. Это было забавно, как одноразовая игрушка. Но мне хотелось бы написать музыку...

А: С "БАБУшками"?
БГ: Да. С Прабабушками. Которая была бы более альтернативной. С "DEADушками" получилось все очень ровно.

А: Я представляю себе насколько возможно эту странность.
БГ: Я еще пока не представляю. Поэтому мне это страшно интересно.

А: Мне легче в этом вопросе. Слушаем еще одну песню в исполнении группы "Аквариум".

- Здравствуйте, Борис. Хотел поблагодарить за то, что Вы приехали в Смоленск...

БГ: Спасибо, что позвали...

- И хотел задать вопрос: как Вы относитесь к Земфире?

БГ: К Земфире я отношусь очень неплохо, потому что слышал у нее не все песни, к сожалению. Хотя, если бы я очень хотел послушать, я все бы послушал. Но то, что я слышу по радио, мне в основном нравится. Когда ее не заставляют копировать группу "Крэнберриз", то сама по себе она поет очень мило. Хорошие тексты, поет с отдачей. Другое дело, что мне все время кажется, что это могло бы быть чуть интереснее, если бы она захотела. Но будем надеяться, что из этого что-нибудь выйдет.

- А можно еще узнать: какую музыку Вы слушаете?

БГ: Самую разную. Стараюсь слушать что-нибудь самое последнее. Все остальное я и так слушаю все время. Но за последние полгода меня мир не очень радует. Мало появилось музыки, которая бы веселила, развлекала и удивляла. Все жду, когда появится то, что меня удивит.

- Спасибо.

А: Послушаем еще одну песню "Инцидент в Настасьино".
БГ: Ура!

А: Ура!

- Здравствуйте, Борис. Все задают Вам вопросы, а я хочу с Вами спеть дуэтом.

БГ: Что будем петь?

- Из "Дубровского". Я начну, а Вы мне подпоете...
Спасибо Вам большое. Удачи.

БГ: Спасибо. Мне этого еще не приходилось делать.

Когда в лихие года
Пахнет народной бедой,
Тогда в полуночный час
Тихий, неброский
Из лесу выходит старик -
А глядишь - он совсем не старик,
А напротив - совсем молодой
Красавец Дубровский.

Не плачь, Маша, я здесь.
Не плачь, солнце взойдет.
Не прячь от Бога глаза.
А то как он найдет нас?
Небесный град Иерусалим
Горит сквозь холод и лед.
И вот он стоит вокруг нас
И ждет нас, и ждет нас...

А: Повеяло древнерусской тоской в русском эфире "Русского Радио Смоленск". Будем прощаться. Увидимся на концерте. Услышимся на концерте. Спасибо, Борису Гребенщикову, Алисе Исаевой, которая помогла нам вести этот эфир. И слушаем "Древнерусскую тоску".