Альманах:

«Остров»
Режиссёр Павел Лунгин

SadeФильм очень достойный, фильм сильный, фильм нужный.
Удивительно, что он смог выйти сейчас – во времена не самые совестливые. Огромная благодарность создателям – что настояли, сняли, донесли до зрителей.
Не знаю, как там видится в столице, но на мой смоленский взгляд «Остров» – главное культурное событие года.
Фильм напоминает, подчас сурово, об истинных ценностях, которые нынче как-то стыдливо прячутся с глаз долой. Фильм совершенно не буржуазный, не гламурный (и это просто поразительно для современной России!..)
Главный вопрос не в чудотворце и его обстоятельствах, а в том, как и ради чего нам дальше жить. Именно так я понимаю финал фильма. Если у жителей острова был хоть какой-то поводырь, то теперь и его не стало (а у нас и подавно). Лодка с крестом, уходящая от берега в студёные воды – это символ. Чтобы дать какую-то надежду, финальные кадры заливают светом. Мы выходим из кинотеатра, и дальше каждый идёт сам. (Тут, наверное, все благие намерения и заканчиваются.)
Мне кажется, жестоко по отношению к Мамонову-человеку укладывать его в кадре в гроб. Видимо, такая устрашающая сцена смерти задумана для того, чтобы сильнее пронять зрителей, чтобы дольше помнили…
Очень важно, что фильм так или иначе увидят за рубежом – это очень русская работа, это – останется, такое можем только мы. Думаю, не только на Западе – мы сами потихоньку начинаем забывать собственную духовность.

Лунгин – выдающийся режиссёр отечественного кино. Именно в его фильмах Пётр Мамонов предстаёт во всём блеске своего дара. Лунгин подарил Петру Николаевичу бессмертие. Независимо от того, понимает это сварливый актёр или нет.
В «Острове» Мамонову аккомпанирует блестящий актёрский ансамбль, причём нужно отдать должное режиссёру – в этом фильме хорошо известные Дюжев и Сухоруков раскрылись совершенно по-новому. У фильма свой ритм и особенная достоверность. Актёры выговаривают каждое слово так, будто оно только что пришло им в голову, а не написано сценаристом и не репетировалось несколько раз. Конечно, особенно хорош Мамонов: выдающийся актёр! По-моему, самая яркая сцена в фильме – это разговор о младенце. И как блестяще играет насмерть перепуганную девушку Яна Есипович!.. По-моему, лучшая женская роль в «Острове»!.. Герои картины думают в кадре. Виктор Сухоруков, пересматривая во время сцены в кочегарке жизнь своего героя, плачет в кадре – потрясающее, запредельное воплощение (и – боже мой, какие глаза в этом же кадре у Мамонова!..) А когда отец Анатолий спрашивает у одержимой: «Как зовут?» – чувствуешь, понимаешь, что это он про её отца…

Как со всяким выдающимся произведением искусства, думаю, у каждого зрителя сложился свой «Остров». Убеждён, что этот фильм должно посмотреть как можно больше людей. Сам обязательно схожу ещё раз.

Сергей Муханов

* * *
После фильма «Остров» Пётр Николаевич Мамонов может больше нигде не сниматься и даже не делать свои замысловатые спектакли. Звание народного артиста России он уже заслужил.
При этом неважно, сочтут ли нужным власти ему этот титул присвоить или не сочтут. Думаю, де-факто Мамонов сейчас артист № 1 на нашем развращённом кинопространстве. И рядом близко (!) никого нет. Слово «гениальный» здесь не гипербола.
Павел Лунгин сделал фильм в лучших традициях А.Тарковского и, мне кажется, не без влияния «Страстей Христовых» Мела Гибсона.
Поток негативной критики и не совсем умных рецензий, которые собирает «Остров», вполне естественен. Хорошо помню время выхода «Сталкера». Реакция на него была практически такая же, как сегодня на фильм Лунгина и Мамонова. Фильм рассчитан на людей, умеющих думать. И больше всего на тех, кто знаком с Библией.
Лучшие сцены, на мой взгляд, – это сцена с мальчиком, больной девушкой и момент сжигания сапог отца Филарета, которого прекрасно играет В.Сухоруков. Самая неубедительная сцена (мой субъективный взгляд) – беседа с адмиралом.
В целом фильм показал, что у России есть не только нефть, газ, коррупция и проституция. И это даёт надежду на лучшее.

С.Горцев